Сообщение Ansaraides » 15 янв 2014, 23:16
МАУРО ОРБИНИ
СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО
IL REGNO DEGLI SLAVI
__________________________________________
КНИГА
ИСТОРИОГРАФИЯ
ПОЧАТИЯ ИМЕНЕ, СЛАВЫ, И РАЗШИРЕНИЯ НАРОДА СЛАВЯНСКОГО,
И их Царей и Владетелей под многими имянами,
и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами.
Собрана из многих книг исторических, чрез Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского.
В которои описуется початие, и дела всех народов, бывших языка Славенскаго, и единого отечества, хотя ныне во многихе Царствиях розсеялися чрез многие воины, которые имели в Европе, во Азии, и во Африке. разширения их Империи, и древних обычаев, в разных временах, и познание Христа Спасителя, под многими Владетельми
__________________
ПЕРЕВЕДЕНА СО ИТАЛИАНСКОГО НА
россиискои язык,
и Напечатана повелением
И ВО ВРЕМЯ СЧАСТЛИВАГО ВЛАДЕНИЯ
ПЕТРА ВЕЛИКАГО.
ИМПЕРАТОРА И САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИИСКАГО
и протчая, к протчая, и протчая.
в Санктепитербургскои Типографии, 1722 году,
Августа в 20 день.
_______________________________________
КРАТКОЕ СОБРАНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАРОДА СЛАВЯНСКОГО,
ЕГО СЛАВЫ И РАЗШИРЕНИЯ.
Hикакоже удивително есть, что слава народа Славянского, ныне не так ясна, как онои довлело расславитися по Вселеннеи. Ежели бы сеи народ, так достаточен был людми учеными и книжными, как был доволен военными и превосходителными оружием, штоб ни един другои народ во вселеннеи, был в пример имени Славянскому. А что протчие народы, которые зело были нижше его, ныне велми себя прославляют, то не ради чего иного, токмо чрез бывших в их народе людеи ученых.
А ИМЯННО.
Иудеиские дела описывали; Филон, Эезиф, и Юзеф, Историки великопочтенные, которым описанием прославляли дела Иудеиския; не оставилиб то учинить многие иные Историки Греческие великоученые, ежелиб им было свободно обьявлять странные дела, и секретныя истинны, как пишет Летанции в 4 книге, [2] в II Главе истории. Ибо Теопомп, хотел изъяснить своими Историями таиныя мистерия Иудеиская, ослеп. А иные пишут болезнию трудился 40 днеи, и видел видение противное; и по томе от того своего намерения престал, как пишет Диомитрии к Толомеу. Феодат Поета, упоминая Мистерия Иудеискаяже, такожде ослеп; а когда пришол в покаяние, то и здравие получил.
Дела Греческия, прославлены многими Историографами, между которыми, Аназимандр, Милезии, Экафеи, Милест, Демокрит, Эудос, Дицыарк, Эфор, Эраштотен, Полибии, Ипосидонии.
Дела Римския, и всея Италии; описуют Аристид, Милезии, Теотим Клетоним, Неарк, Феофил, Дорофеи, Аристоклем, Экрисип.
Фебаныи, прославлены описанием Тесиновым.
Эпироты, Критолеом.
Описатель дел Пелопонесских Крисерм, Досифеи, Феофил.
Тошканская дела описаны, Соситратом.
Аркадииския, Деморатом.
Беоцкое мерило, которое все описует в книге именованнои Паралели; Эллярикии, Ктезии, Киндии, Мегастен, Артемидор, Эвезии, Калистен, которые жили во время Теопомпа, и многих иных. Астрабон, Полибии, Солин, и протчие: описуют, дела Индеиския, Персидския, Египетския, и протчия. [3]
Галииския дела описывал Диафор.
Фракииския Сократ.
Либииския Эзионац, Теокал, Унибалд вящши в 30 книгах своих: Гвасталд, Элигаст, Аребалд, Рефимер, Ветон, Дорак, Карадак, Ирутвуик, описали славы народа Францужского.
Вси вышеписанные, болши ныне прославляются такими славными Историографами, которые все на писме своих народов дела прославляли, с не малыми трудами и прилежностью.
Народе же Славянскои, во древних временах бывши оскужен людми учеными; и изначала старался непрестанно, воевати и чинити дела достоиные вечнои славе оружием; а не пекся нимало о том, чтоб кто описывале поступки их, и не многие Историографы воспомянули о Славянех, но и то напоминовение, учинили болши по причине ратеи чиненых от Славянского народа с протчими народы, нежели выхваляли сеи народе какою светлостью, себе неприятелеи, которои народ oзлоблял оружием своим мало не все народы во Вселеннеи; разорил Персиду; владел Азиею, и Африкою, бился с Египтяны, и с великим Александром; покорил себе Грецию, Македонию, Иллирическую землю; завладел Моравиею, Шленскою землею, Чешскою, Польскою, и береги [4] моря балтииского, прошел во Италию, где многое время воевал против Римлян. Иногда побежден бывал, иногда биючися в сражения, великим смертопобитием Римляном отмщевал; иногда же биючися в сражении равен был. На конец покорив поде себя державство Римское, завладел многие их провинции, разорил Рим учиня данниками Цесареи Римских, чего во всем свете инои народе не чинивал. Владел Францыею, Англиею, и уставил державство во Ишпании; Овладел лутчие провинции во Европе: и от сего всегда славного народа в прошедших временах, произошли силнеишие народы; сиречь Славяне, Вандалы, Бургонтионы, Гофы, Острогофы, Руси или Раси, Визигофы, Гепиды, Гетыаланы, Уверлы, или Грулы: Авары, Скирры, Гирры, Меландены, Баштарны, Пеуки, Даки, Шведы, Норманны, Фенны, или Финны, Укры, или Ункраны, Маркоманны, Квады, Фраки; Аллери были близ Венедов, или Генетов, которые засели берег моря балтииского, и разделилися на многие началы; то есть Помераняны, Увилцы, Ругяны, Уварнавы, Оботриты, Полабы, Увагиры, Лингоны, Толенцы, Редаты, или Риадуты, Цирципанны, Кизины: Эрулы, или Элуелды, Левбузы, Увилины, Стореданы, и Брицаны, со многими иными которые все были самои народе Славянскои: яко же зде напреди означено будете. [5]
Аще бы кто хотел вышеозначенне дела потемнити или уничтожити, ссылаюся на великую библиотеку Светлеишаго Князя Дурбино Пезарского, которои хотя такую библиотеку богатую великую, славную и праведную, и во сущем сердце Италии держит. А ежели которои нибудь из странных народов, сему истинному описанию, будете по ненависти прекословить, свидетелствуюсь на описание Историографов при сем объявленных. Которые многими своими историографиискими книгами, о сем деле упоминают.
А я прошу, благоволитесии мои труды принять во благоугодие, и не предати мя осуждению благоразумнии читатели; аще и погрешил яко человеке: намерение мое не иное, токмо изъяснить потемненное, и показать ясно, что кому надлежит; и прошу паки, да бы всяк свои дела, содержал и остерегал в честности, с приумножением превосходителств, не токмо нынешние, но и древние, и трудиться сеи моеи краткои истории пополнению; ибо и высокоученые историографы, хотя мало своими историями и погрешили; а к надлежащему пополнить, или справить не есть трудно, какесть обычаи во Вселеннеи. [6]
ОПИСАНИЕ ИСТОРИОГРАФОВ СЕЯ ИСТОРИИ, ХОТЯ НЕКОТОРЫХ ЦЕРКОВЬ РИМСКАЯ НЕ ПРИЕМЛЕТ; ОБАЧЕ НЕ ЗА НЕПРАВЕДНОЕ ОПИСАНИЕ ИХ ИСТОРИИ, ТОКМО ЗА НЕ ПОЧИТАНИЕ ЦЕРКВИ.
Вси историографы, производят началобытие сего народа из Скандинавии, которая от многих названа Сканция, от иных Скондания, от некоторых Скандия и Скандизона, лежащая во странах Северных, о чем Элмолд описует.
Древние Латины и Греки, едва познали оную, и общим мнением сказали; что есть пояс земли студеныи, осужден в непрестанные снеги; и лишен всякого животного. Не многие о том учинили на поминание, некоторыеж токмо, положили под сею промежностью и благополучные земли долгожтивотных людеи, и всех человек зело праведных. А иные надеялися, что оная, страна была некии остров великии. [11] Плиниус в 4 книге повествует: что Скандинавия остров преизрядныи, и величеством непримерныи; Солин в 23 главе, о дивных вещах Вселенныя описуя глаголет, Скандинавия есть остров более всех островов Германских, не имеет иные вещи чуднои, толко себе самого. Потом вскоре сказует, Скандинавия неесть сущии остров, но часть земли не малая и окруженая морем, но от cyxиe земли со всем не отделена; назван от Иоарианда Алана, другои мир, жилище народов и владение пород. Длина его от Полудни к Норду с 1800 миль, и ширина не многим менши половины; с единые страны окончевается морем балтииским, с другую Океаном, от некоторых названным море Ледоватое, в близости Норда, имеет Скрифинны, Карелы при границах Росииских, по чертежу показательному Олая великого. Есть мнение некоторых людеи ученых, что Скандинавия есть славная Туле: от древних утвержают свои слова на последующем фундаменте. Помпонеи Мела полагает Туле, на против Германии нижнеи. Птоломеи Туле полагает в 73 градусе широты, 26 длины. Прокопеи Туле описует, что жительствовали на неи 13 народов, и толико же Цареи владетельствовали, десять крат болши Британии. Стефан Бизантианин, называет Туле великою, понеже со объемлет народы Скрифитианы: ныне именуемы Скрифинны. Исакии Чеса [12] претолкователь Ликсфронов сказует, что Туле лежит к Востоку Британскому, которые околичности все принадежат Скандии, а не иным, толико вящши, что едина часть Скандии еще и ныне носит имя Туле Марка: Море балтииское, которое Туле окружает, не слышит прибыли водянои, ниже убыли, и того ради зело есть многобурно и бедственно. Когда текущую воду погонят ветры, приходит с Севера вода толь пресна, что матрозы оную ради варения употребляют, и то происходит от множества рек и озер впадающих в него. Противное когда случается течение воды, произходит с Запада, мерзнет Зимою толь жестоко, что ездят по верх некоторыми каретами, которые оные народы называют сани; а иногда и целые воиска, переходят пеши с сухого пути, на островы от Скандинавии, которая отложши все другие имена, держит паки оное еже Скандия. Которое имя значит веселость, или пригожство, понеже благоразтворением воздуха, плодоносием земным, приволностью пристанеи и товаров, и богатством морским; рыболовлением из озер и рек; и ловлением звереи изрядных, жилами не истощимыми злата и сребра, меди и свинца; множества градов, постановлениями гражданскими, ни единои стране богатои уступает. Из нее же древле посылалися часто [по сказанию Солинову в 25 главе, о Северных] чрез девиц неразтленных, первые [13] плоды жить Аполлону Делиискому; понеже оные от насилства остариодержцев, не возвращалися вспять неразтленны, то паки возвратили далеко, расстоятелнои оных плодов оброк во пределы Скандинавские, которая ныне содержит в себе 3 королевства; а имянно: Норвергию, Швецию, и Готфию, с частью королевства Датского, и иные многие провинции, якоже суть Ботния, Финмаркия, Лапония, и Финляндия, которую в прошедших временах жителствовали народ Славенскои, и имела их язык. Но когда овладели Русияне, то приняла веру Греческую. И окроме вышереченных, суть еще многие провинции в Скандинавии, из которые вышли Славяне, со многими иными силнеишими народы, которые покорили и владетелствовали, по том Азиею, Африкою, и Европою.
__________________________________
ПЕРВОНАЧАЛИЕ
СЛАВЯН
И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ДЕРЖАВСТВА
их.
Первоначалие и происхождение державства [их] народа Славенского, не так возможно удобно познати, понеже кроме того, что Славяне мало почитали книжную науку, и ученых людеи. Не предуспевало им время внимати учению и наукам, они бо быша природою варвары, и жителствовали между такими же людми свирепыми и варварскими, с которыми непрестанно воевалися. Того ради из начала были не знаеми, в пространных степях народа варварского. Тогда перво оказалися, когда на Греки и на Римлян [от которых в начале процветали науки, погубили и писание и красноречие купно] наступали, oзлобляли, и мало неискоренили их оружием. Парфяне, Готфы, Вандалы, Аланы, [2] Лонгобарды, Срацыны, Гунны. И на конец сии Славяне в толикое утеснение и бество оных Греков и Римлян привели, что весма пренебрегли, ниже времени имели описати первоначалие свое, также и злодеиства людеи чужестранных; А наипаче по многим причинам ненавистников своих.
Петр Крузбер Голандев в книг 3, о Северных, Увикинд Увагрез в книге 1, о Германии; и Александр Гвагвин в своеи Сармации, рассуждают, что Иафет болшии сын Ноев, от которого возымел первоначалие народ Славенскои; после оного памятного потопа, написанного во священном писании, поселился во Азии перво; По том его потомки пошли во Европу на Север, и поставили своя обиталища в Скандинавии, идеже возрасли в безконечное число. Имели 200 отечеств и населилися во оных местах, которые суть от горы Тавра Киликииского к Северу, при Океане Северном половина Азии, и по всеи Европии, даже до Океана Британского. Известие сего людонаселения изъято, и от протолкования самого имене Иафетова, которое значит разширение; и от счастливого благословения Ноя отца его, которои провидев три состояния будущие жизни человеческие, и назначив всякому свои уряд [чин] трем своим сыном, чтобы каждыи из них согласовался своему определенному званию. Рек Симу: иди яко Священник исправляя божественную Службу. Хаму же трудися, [3] возделовая землю и поля, и обучаяся художеству рукоделному. Иафету, правительствуи и защищаи яко Царь, и обучаися оружию яко воин. Которое приказание, или завет Ноев был потом охраняем ненарушимо от потомства его сынов. Того ради Славяне изходящии от Иафета, всегда были во оружии храбры, и начальствовали над многими людми. Но понеже низходящии от Иафета, возрасли и умножилися в число такое, что великая Скандинавия не могла их вмещати, от идоша от оные. И оставя жилища отеческая многочисленная, покорили себе всю Сармацию Европскую, которая [по Птоломею] на Востоке оканчивается морем Меотисом и Доном, от Запада определяется Вислою Рекою, от Севера Океаном Сарматским, от полуденнои страны горами Корпатами.
Случилося оное первое отшествие Славян из Скандинавии во время Офониеля, учиненного наследником по Юзее наследнике Моисееве. Которои Офониель был судиею Евреом, в лето от Миросоздания 3790, прежде пришествия Христова за 1460 лет, в которое время вышли из Скандинавии Готфы, под темже именем и Славяне, которые были с Готфами один тот же народ. И тако народ Славенскои покорив державству своему всю Сармацию, по том разделился в разные начальства, и тогда получил разные себе имена; сиречь: Венеды, Славяне, Анты, Верлы или [4] Ерулы, Аланы или Массагеты, Гирры, Скирры, Сирбы, Эминклены, Даки, Шведы, Фенны или Финны, Прусы, Вандалы, Бургондионы, Готфы, Остроготфы, Визиготфы, Геты, Гепиды, Маркоманны, Квады, Авары, Певкины, Баштарны, Роксоляны или Руси, Ляхи, Боеми или Чехи, Шленцы, и Булгары, которые все были, един тоиже род Славенскои, которыи еще и ныне болии всех есть иных народов, понеже народа и языка Славенского, не токмо суть оные, которые живут во Иллирии, во Истрии и Карпате, но еще многие иные превеликие и силнеишие народы, Булгары, Ращсцы, Ращиане, Сербы, Бошнаки, Карваты, Петы Горски [то есть соседи пяти горам], Русы, Подоляне, Поляки, Москвитяне, и Черкасы, и оные, которые живут далеко при Голфе Венедицком, даже до реки Албии, которых останки еще и ныне суть нарицаеми от Герман Славяне и Виндяне или Винды, а конечно Лузацы, Kассубии, Моравы, Литвяне, Шленцы и Боемы. Того ради язык Славенскои распростирается от моря Каспииского, даже до Саксонии, и до моря Адриатского та же до Германского. Сеи народ Славенскои всегда показовался свиреп, храбровоенен, и всегда славожелателен. Древнии обычаи у Славян был, еже не жити никогда во едином месте, но по пристоиности попасов, или яко неприятелеи, отбегаше, или казалося им тесно, пременяли жителство, и преносили своя стяжания, живуще всегда под [5] шатрами, воевателны, вольны, и неукротимы. Во время Августа Цесаря жили смешены между Фракиан, а по том овладели оружием мало не всю Европу, и великую часть Азии и Африки. Аще со прилежанием рассмотрен будет сеи народ Славенскои, то не обрящется в прошедших временах другои храбреиш; понеже сеи со удобностью претерпевал стужу и жар, и вся протчие неспособности воинские. Всегда бесстрашен предстоял, воеже полагати жизнь свою в тысящь бедств, никогда не был во всем покорен державству Римскому. Наипаче когда Славяне во времена Максимилиана Цесаря перешед Истр реку или Дунаи, вошли во Иллирию, в Паннонию, ив Мисию, опустошили все, наступали на полки Римские храбро, и прогоняли так, что державство Римское всегда принуждено было удерживать себя от воинства Сармат, рассуждая себе за превеликои учинок, когда тем склоняяся, их свирепство отвращали от себя.
Порода Венедов была, на иные три разделена, нареченные, Венеда, Анта и Славенская, которые произошли все три от тогож единаго корене Скандинавского; Славяне еще в Сармации живуще, чинили непрестанные воины против разных народов, и всегда были славными победителми, от чего восприяли и имя сие, еже нарицатися Славянами, под которым именем [по сказанию Риналда Вританского в 1 книге Вритании летописеи] учинив едину силную [6] флоту на мори Энедииском, наступали на Англию, ибо они будучи человецы велики возрастом, вменялися за богатыреи, но после как прогнал их от того острова силною рукою Брут, сын Силвия внука Енеова, то принуждены они новых себе жилищь искать, и приплыли ко брегом Саксонии нижнеи, ныне же нареченные Фризии, где тогда никто не обретался: и вышли было на сухои путь, но скоро прогнали их жители того места паки во своя Карабли; и оттуду отплыв со своими Караблями, прошли внутрь к Западу, дондеже вошли во устье реки Мозы, и остановившеся тамо по нескольком времени близ древнеи Влардинге, построили Фортецию зело крепкую, которую от имени своего наименовали Славенбург за 900 лет прежде пришествия Христова. А оные которые отгнали Славян, были Шведы первопрогнатели Аланов, обитавших по всему оному тракту места лежащего между рек Флевы и Швевы. Другие Славяне по том, которые в то время осталися в Сармарции, мужественно стояли против Александра Великого, которои домогался покорити их себе; и убили они Менедама Капитана Александрова, изрубили в штуки, такожде 2000 пехоты, и 300 конницы Македонцов, и хотя Курции прилагает сеи разум и воевание к Скифом, последуя в сем своем мнении, погрешению других писателеи Италианских, которые когда не дознавалися имени коего либо народа нарицаемого [7] от них Варварами, то aбие нарекали [якоже сказует Алберт Кранции] Скифами, однакоже читается ясно в том же Курции с протчими писатели, что предреченное разбитие было воискам Александровым от Славян, понеже по сем приложил Курции, что ко Александру Великому пришли Послы Германов восточных, [которые от списателеи оных времен наречены Сарматами и Скифами; А от нас Венедами, от себе же самых назвалися Славянами [числом 20 послов по своеи обыкности на конех, которые приняты будучи в шатре Царском и посаждены, усшавили очи свои на лице Царское, аки измеряя смысл его по возрасту телесному, которое им показалося не велико и неравно толикои славе; по том един из них стареишии начал говорити сим образом. Аще бы боги восхотели, чтоб возраст твоего тела был равен желанию мысли твоея, тоб весь свет не мог тя вместити; ты единою рукою касалсяб Востоку; а другою бы Запада, и получа тое, похотел бы знати, где сияние толикого божества сокрывается: тако что ты желаеши вещеи, которых не можеши постигнути. Ты из Европы идеши во Азию и из Азии во Европу преходиши, когда победиши весь род человеческои, тогда уже со зверми с лесами и с снегом и с реками будеши воеватися. Или незнаеши, что великая древа долгим временем ростут, а по том во един час изкореняются? [8] Безумен есть тои, которои плод оных древес точию смотрит, не измеряя их высоту; Зри себе что ежели желаеш на самыи верх онои взыти по ветвиям за которые будеш хвататися, да бы не упасти на землю; И лев некогда бывает снедь малеиших птиц; железо от ржавчины снедается, и ниедина убо вещь бываеш толико тверда, которая бы не имела боятися беды, от другие вещи немощнеишеи, какое дело нам с тобою? Мы никогда не приходили на твою землю, якоже знаеши откуды ты идеши, того ради не возможно и нам пребывати, непознаваемым живуще между превеликих лесов, не можем покарятися кому, но ниже хотим быти господа. Дары же наши вам уже даны, да тем возможете познати людеи Скифских; пара быков, одна соха, стрелы, копие, и едина чашка. Сия вещи употребляем и с приятелми, и против неприятелеи; жито нажитое трудом, быков наших мы даем приятелем, с ними мы в чашках вино жертвуем Богам; а неприятелеи из далека стрелами встречаем, а в близу копием поражаеме; таким образом мы победили Царя Скифского [зде видится яко послы не Скифяне были, якоже Курции упоминает:] и Мидского, такожде и Перского, даже до Египта путь нам был оттворен; Но ты хвалишися гонятися за разбоиниками: ты сам един разбоиник всем народом, которых победил еси; взял еси Лидию; и овладел Сорию, ты держиши [9] Персиду, в твоеи власти суть Бактриане, ты во Индию хощении идти, и уже еще ты же протягаеши на наши скоты, твоя сребролюбивые и несытые руки; Что ты требуеш от богатств, которые творят тебя имети многую славу? ты первыи из всех протчих изобилуеши славою; понеже елико болши получаеши, толико болши желаеши того, чего неимееши. Недоволно тебе, колико мешкал еси окрест Башов, когда хотел их победити; Согдиане паки начали воину, тебе отрыгается воина от победы. Но хотя ты вменен превелик и премощен паче иных, но всяким образом никто неможет на себ содержати Государя чужестранного. Преправишся не много за Дон [другая околичность осуждающая погрешение Курциево о скифех] и узнаеши в колико расстояние оное распростирается; Скифов ты никогда непостигнеш, убожество наше скореише есть, нежели твое воиско носящее с собою грабление многое толикое народов. И аще ты повериши, что мы обретаемся далеко, ты увидиши нас стоящих в своих обозех; понеже тоюже мы борзостью и гоним и бегаем. Мы слышим, что у Греков в посмеянии наша степь; но мы вящше любим леса пустые и тощые всякого землевозделания, нежели грады и изобилные маетности; того ради держи руками сжату твою фортуну, понеже она есть непостоянна, и противно своеи воли не задержится; того ради должно последовати [10] здравоносному совету, которои тебе подаем, и которой тебе настоятщеи союз подает, лучши будет тебе положити узду на твою фортуну; ради лучшего управления тои на шеи. Сказуют что фортуна без ног есть, и что она толко имеет руки украшены перьем. И когда подает руки не попускает коснутися перии. Всеконечно, ежели ты еси Бог, то должен ты человеком подавати благотворения, а не от имати их своиственная; Аще же ты человек, памятуи себе всегда быти такова. Безумное есть дело воспоминати тебе о том, о чем ты забываешися. Которым не учиниши воины, возъимееши их за приятелеи, понеже между равными претвердеиша обыкла быти дружба. Равные могут называтися оные, которые никогда не учинили опыту своих сил, но и от тех, которых ты победил, опасаися еже верити яко суть приятели; понеже между господином и рабом, не может состоятися любовь постоятелна. Но мы и в мире обыкли охранять причину воине; неверите ли что мы с присягою подтверждаем милость, осмотряти верность и нашу присягу? Иная осторожность употребляемая у Греков, которые подтвержают свои дела призыванием богов. Не требуеши приятеля в дружбе, о котором ты должен усумневатися? Кто не кланяется людем, обманывает богов, ты подлинно нас бидеши иметь за сторожеи Азии и Европы. Мы граничим Бактру, где Дон ее [11] разделяет; а с другои стороны Дона, даже доле Ефрата есть слух, что сопряженна Македония с холмами фракиискими и с ее горами; того ради рассмотри, аще суть соседи друг другу царству твоему? надлежит нас иметь приятелми или неприятелми.
На тот разговор Варваров возъответствовал Царь, что он желает служить своеи фортуне, на которую уповал много; и тако отпустил послы Славенские, с которыми последи сразившися воиски Александр, не мало своих потерял, а неприятелем учинил малои урон; но понеже немогоша оные воспротивитися такому воиску устроенному всяким оружием, приуждены отступити по обыклости своеи внутрь Сармации, в которои учинили по том знатные и ясные дела счастливым и благопоспешным случаем. Сеи храбрыи народ Славенскои, никогда пребывал успокоен, наипаче в наступании времен, взирая убо на дела преболшие, намерился оставити пустыни Сарматские, по которому деиствительству, разделилися на 2 части, едина пошла до Севера, и засела береги моря балтииского, страну протяженну на 250 миль Германских, между Германии, Пруссии, Ливонии, Руссии, и брегов противолежащих Дании, Готфии, и Финляндии, даже до Выборха, и назвалася Генета или Венеда, Германами нареченна Венден, от Италиан Слава, а от наших Вандала. О сих Венедах Славянех, будет повествовано по сем во своем месте: [12] Другая часть Славян Сарматских обратилася к полудни, засела бреги Дунаиские, отнюдуже искали овладети Государством Римским, которого земли и провинции, толико oзлобляли, что на конец покорили многие.
Прокопии Лезареискии, которыи первыи был списатель о сих славянех и о воинах учиненных с Римляны, в первои книге о Готфех, тако пишет о Славянех: при сем средстве, Мартин и Валериян, приехали к Велисарию, [Генералу Царя Иустиниана] ведуще с собою 16000 салдат, из которых болшая часть были Гунны, Славяне, и Анты, которые живут обонпол Дуная реки не далече от ее берегов: Велисарии возрадовався о приходе их, намерился сразитися с неприятелем. Тоиже списатель во 2 книге повествует, что Велисарии хитрствовал, что бы пленити некакого человека знаменита из неприятелеи, да бы известитися с какою надеждою Варвары страдали толь тяжкие беды; Валериян обещал ему деиствителство намерения, чрез некоторых от народа Славенского, которые были под его знаменем; по неже были обычаины стояти прикрывшися под каким либо каменем или древом, и тем образом взяти кого хотели от неприятелеи, о чем и на Дунаи, где они имели своя жилища, и в Риме против иных Варваров, учинил искусство, того ради избрал Валериян единаго из сих Славян, силнеишаго [13] и храбреишаго и мочного, которыи поощрен обещанми от Валерияна, прежде рассветания вскочил на холм, где по всяк день бивалися за кошение травы конем, и тамо легши на землю покрывшися терном, таился даже учинился день, един некоторои Готф, приехал взяти травы не надеявшися подвоху, на которого внезапно скоро Славянин нападши созади, и охватя крепко поперег, принес в обоз Римскои, предал его Валерияну. Тоиже Прокопии пишет в 3 книге, что един некогда Халдивии из фамилии и двора Иустинианова, толико презирал денги, что он зело роскошно жил своим имением, когда нестал иметь ничего, учинил его Иустиниян в 4 год своего царствования правителем всея Фракии, еже стрещи Дунаи от наездов Варварских; понеже они во время прошедшее, тако с Гуннами, как и со Антами и со Славяны, переправяся туюже Дунаи реку, учинили беды несносные Римляном; Но во время трех годов Халдивии учинил препятие под Ездам оного народа со уроном их; Но как прошел третеи год, он переправился реку предреченную с не многими людми, пришли ему на встречу все силы людеи Славянских, по том совокупившеся бои учинили, на котором пал Халдивии со многими Римляны: По сем Антяне и Славяне поссорившися между собою, учинили междуусобие, где Славяне одолели Антянов. По том тоиже Прокопии прилагает, яко народ Славенскои [14] и Антянов, не был правителствуемь единым токмо человеком, но из древнего времени живяше в народнолюбнои и общеи волности, что все дела полезные, или вредителные приносилися от них на совет всех, что было все единообразно у обоих народов; что наболшие их признавали между Богов, единаго токмо точию Перуна [то есть строителя громостреляния] Господа единаго вселенныя, которому повинни были на жертву приносити Быков, и протчая животная; Они не познавали фортуны Госпожи над человеки; а когда ради недуга в дому, или от бед на воине, творят какои обет ради избавления своего, восприяв паки здравие, или миновав беду, должни суть по повелению исполнити обещание оброка, которые такому жертвеннику причитали паки восприятие здравия; они же покланялися лесам и нимфам [то есть русалкам] и протчым демоном, которым жертвуя, восприимали свои предзнателства добрые или злые. Жителствовали в некоторых кибитках не украшенных, зело расстоятелных едина от другои, пременяли часто своя обитания. На воине болшая часть пехоты против неприятеля, ношаше щиты и копия в руках, не вооружалися никогда в латы. Идуще на воину неносили платия, но некая покрывала даже до бедр, язык их был Варварскии, ни в чем разнственныи между собою образом телесным, но вси зело длинного росту и велми мочны [15] силами телесными, по цвету же волосов ниже зело были рыжи, ниже черны, но более по первому нежели по другому цвету, жизнь их была жестока зело и без устроина, довольствовалися пищами не зело лакомыми, без коварства и озорничества в разорениях и в разбиваниях: Держали штиль Гуинов [унгров:] и всеконечно древле Славяне и Антяне имели едино тожде прозвище, СПОРЫ, еже значит рассеянни, за еже обитати единои от другои фамилии разлучно в своих кибитках отстоящих друг от друга, занимали многое место обитающе, весь кряж обонпол страны Дунаиские; Аще же и зело были жестоки, однакоже в великом почтении имели своих Попов; Между иных Богов покланялися Идолу [названному яко Бог, то есть Бог крепкии] под которого ногами стояла едина глава человеческая, а другая Львова, в правои руке держущь копеице, а в левои круглои шар сребрянои. Сеи был отлучен от протчих Идолов Славенских. Во время помяновенное от Прокопия в книге 3: воиско Славянское, прошедши Дунаи, и вшедши до Диррахия, учинили превеликия убытки Иллирианом, секуще всех, нещадили всякого пола, ниже возраста, опричь тех, которых с собою отвели в полон. Взяли в полон Азбада, оружиеносца Царева, вырезали ему несколко ремнеи из спины, и бросили жива во огнь, и сожгли. По том воевали всю страну даже до Помория, одолевающе [16] хитростию грады Поморские, укрепленные осадною силою крепкою от Римлян; на дванадесять днеи расстоянием от Констянтинополя, тамо порубили 15000 граждан, опустошили всю землю Иллириков и Фраков, где сажали на кол живых бедных жителеи: привязывали некоторых к четырем колам толстым вбитым в землю руками и ногами к верху, и по том били их во главы дубинами до толика, дондеже могли дыхати в толиком мучении. Протчих же, которых старости ради, или инаго препятия, не могли вести с собою, заперши во едино место тесное со скоты, сожигали без всякого умиления; обогатившеся и обременившеся граблениями, паки прешли за Дунаи, да возвратятся во свои кибитки. По несколком времени, великое число славян, переправяся паки дунаи, пришли в Haиc, с намерением еже овладети градом Фессалоникою, и ближними местами, принудили Царя Греческого вспять воззвати германа славного капитана, которои был намерен следовать во Италию с великим воиском, еже бы утомити Тотила, но уведомившеся Славяне от своих пленников, что Герман обретается в Сардех; Понеже некогда он розбил воиско Антииское, боящеся впасти в подобное розбитие, восприяли инои путь, и переправившеся чрез горы Иллирические, прошли в Далмацию; и возъукреплены бывше от иных Славян их народа, разделилися на три воиска, и наезжающе на разные места, [17] починили беды несносные во Европе зимующе, аки бы были во властных своих домех, не имеюще боязни от неприятеля. Известно стало что Тотила посулом многих денег воздвиг их во оные провинции Римские, да бы Царь Константинопольскии не возмог впредь посылати помощи во Италию противу Готфов, которые их аки вода покрыла. И абие Царь послал противу Славян избранное воиско правителствуемое от Константина, Арация, Назария, Иустиниана, и Иоанна правителеи. В начале от Схоластика Евнуха, которои достиг едину часть Славян немогущих путешествовати впередь, ниже обратитися инуде, понеже обремененни скотами, и протчими богатеишими добычами, постановили обоз свои на едином холме, которых окружили от всех стран Римляне, и ради нетерпения салдат Римских, которые скучали утеснены в своих транжаментах, на конец было им позволено от началных отаковати Славянов, от которых сами всеконечно учинилися разбиты, и развоеванны, взяли ониже знамена Константиновы: разгромили страну Астинг, в которую по се время невхаживали, и дошли даже до долгих стен; отстоящих един день токмо, или менши от Константинополя; Потом как от бежания престали, и паки соединилося воиско Царское, ударили внезапу на едину часть Славян и прогнали их в бежание, и свободили многих пленников Римлян со взятием паки знамен [18] Константиновых, оные же Славяне, которые возмогли избыти бегом, отъехали в домы своя. Оттуду паки отшедше, ударили на Иллириан, и нанесли великие шкоды онои провинции, понеже воиско Римское было менши Славенского, несмели наступати на них, и препровадили оные многое время во оных воеваниях, наполнили дороги телами мертвыми, понеже небыло кто бы им тогда мог учинить какое возпротивление. На конец возвратилися со всею своею добычею во свои кибитки на другую страну Дуная; Римляне не могли наскочити на них явно от страха, да бы Гепиды их союзники недвигнулися в помощь и защищение их; Иероним Барди, наполняя недостаток протчих списателеи о оных воинах, знаменует время и годы злодеятелств, которые Славяне сотворили во Фраклии и во Иллирии во образ последующии; в лето 548 Славяне наступили на Далматью, и прошли даже до Диррахия. В лето 549 развоевали Фракию. В лето 550, паки пошедши в Греческую землю, одолели Цареградцов, в лето 557, отложася от началнои их страны, и вшедши в Македонию, починили тамо бесчисленные шкоды, и тамо обжившеся наименовали оные места от своего имене Славония. В лето 554, преодолели Капитанов и останки Готфские, развоевали Сицилию, откуду прогнал их Герман Капитан Иустиниана Царя, в лето 585, приходили даже до Константинополя, разоряя всю Фракию. Пишет [19] Святыи Григории Иовию правителю Маврикия Царя во Иллирии, что в лето 591, в седмои год державства Маврикиева, Славяне перешедше Дунаи озлобляли Иллирическую землю, из которои разбежалися люди во островы да спасутся от свирепости сих. В томже году Маврикии Царь поднял оружие противу Уннов, которые от времени Аттилы Царя жесточаишого и нареченного бичь божии; жительствовали в Паннонии обонпол Дуная; и послав с воиским сына и тестя, oзлобляли зело Уннов. Тако, что помышляли возвратитися на первая своя жилища, но призвав в помощь Славян ближних, и соединяся с ними двигнулися против Греков. Которым подали толикои труд, что недерзнули сражатися с ними в бою полевом. На другои год Славяне наступили на Греческое Царство, и учинили великую шкоду, и забегая даже до Гирла Херсонского, тамо остановилися; В лето 594 Маврикии послал против их доброе воиско, которое учинилося разбито, потом возъукрепившеся воиско паки пришло в сражение боевое со Славяны, над которыми одержало кровавую победу; Славяне после четырех лет, учинив союз с Гуннами и Аварами, наступили паки на земли царства с величаишим уроном своим; однакоже разъярившеся болши яко никогда тако Славяне: вошли паки в провинции; Но Прикс Генерал Маврикиев их разбил, тожде им случилося с болшим упадком в лето 1000, [20] но возвращалися толико часто на обыкновенные наезды, что Царь принужден был на конец уступити Иллирическую землю, которую наименовали по том Славониею. Едина часть Славяне заняли места ближние к морю, другая часть прешла даже до Паннонии вышнеи; протчие правителствуемые от Чеха и Леха братии, проникнули в Моравию, Боемию, и Польшу. Оныеж, которые засели бреги Морские Далматии, разпростирали непрестанно свою область и Государство, озлобляя не точию соседов своих, но и зело далних людеи; того ради во время Арисалда Короля Лангобардов, учинивше един силныи Флот, прошли во Апулию, стали обозом при городе Манфредонии, где наступил на них Рион Дука Беневенскии, толико храбро защищался, что его разбил, и на бою оныи умер; напал на них не начаянно брат Рионов Радоалд, и збил с великим уроном их; останки принуждены от идти из того Королевства, и восприяв путь к Далмации своему пребывалищу, обретоша что мало не вся Далматия соединилася, купно против их, и учинив воиско не малое с флотом вошли во устие Наренты, что бы препяти им вход во оную реку; что увидя Славяне, учинили притворство аки бы возвратитися назад, Далматяня же последовали за ними, но нощь их разлучила; Славяне отступили за остров Корцула, где стояли сокрывшеся весь наступающии день, по том в вечер [21] вышедши вон из порты, пошли против флоту Далмацкого, наскочили на него внезапно; бои несколко был сумнителен, на конец учинив себе Славяне путь посреде оружия, прошли в Нарон в места от них прежде добытыя. И овладевше всеми оными местами и городом Нарентом, от древних имянованным Нарона, поставили тамо свое владетельство, творящеся в прехождении времене зело силны на мори и зело страшны, а имянно речи посполитои Венецианскои, от которои, и от протчих Далматян, с пограничных брали чрез долгое время дань погодную;
Воина между Слявян нарентских и Венециян началася во время Ио
Все очень просто! По Гиппократу - пища это лекарство. Но не можем же мы постоянно принимать лекарства!
"Есть или не есть и что есть из того, что есть?"
Если ты поднялся на вершину горы и тебе некуда идти - иди дальше! Живой журнал https://ansaraides.livejournal.com