На страницах этого форума публикуются материалы предназначенные для ищущих новые пути в устранение проблем не решаемых современным обществом.
Форум не имеет целью популяризации чьих либо идей. Форум предназначен для понимания этих идей и ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия.
Закон Вселенной - "прежде чем получить сначала отдай!" - ссылки видят зарегистрированные участники форума.

Випассана

Реальность без иллюзии
Аватар пользователя
Ansaraides
Бывалый
Сообщений: 3450
Зарегистрирован: 09 июл 2013, 08:07
Награды: 8
Откуда: Город Святой Марии
Пол: Мужской
:
Замок
Благодарил (а): 1098 раза
Поблагодарили: 2203 раза

Випассана

Сообщение Ansaraides » 11 фев 2015, 20:10

Випассана (пали) или випашьяна (санскр. विपश्यन, vipaśyana IAST) переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение». Випассаной называют одно из направлений развития человека с помощью буддийской медитации и отдельные методики такой медитации. Випассаной в современном языке называют практику сатипаттханы.



"...будьте сами себе опорой, сами себе прибежищем, не ища другого прибежища" (Будда)
Все очень просто! По Гиппократу - пища это лекарство. Но не можем же мы постоянно принимать лекарства!
"Есть или не есть и что есть из того, что есть?"
Если ты поднялся на вершину горы и тебе некуда идти - иди дальше!

Нажимайте на значок пальца в верхнем правом углу и спи крепко.

Аватар пользователя
Ansaraides
Бывалый
Сообщений: 3450
Зарегистрирован: 09 июл 2013, 08:07
Награды: 8
Откуда: Город Святой Марии
Пол: Мужской
:
Замок
Благодарил (а): 1098 раза
Поблагодарили: 2203 раза

Випассана

Сообщение Ansaraides » 11 фев 2015, 20:14

Випассана представляет собой технику работы с сознанием, дошедшую сквозь века и сохранившуюся в традиции буддизма тхеравады. В классическом понимании она представляет собой средство, предложенное Буддой для достижения просветления.

Согласно одному из определений, цель випассаны или медитации «видения-как-есть» - познание природы ума, сам процесс которого свободен от систем убеждений и догм. Таким образом, основной объект практики - это внимание, рассматриваемое в качестве ключевой функции сознания. Вместе с тем внимание является и основным «орудием» техники. Непрерывное внимание достигается такими методами, как сканирование тела и отслеживание дыхания. Кроме того на определенных ступенях практикуется сосредоточение на чувствах, мыслях, эмоциях, становящихся безоценочными объектами внимания.

Ориентируя человека на постижение собственной природы, випассана позволяет человеку принять самого себя таким, каков он есть. Исключительно важным видится понимание того обстоятельства, что для практикующего нет необходимости сопротивления и подавления. Практика випассаны представляет собой расширение возможностей реагирования, расширение осознанности путем понимания себя и мира.

Техника випассаны не предполагает религиозных ограничений и может быть использована как представителями различных конфессий, так и атеистами.

Ниже приведем несколько определений випассаны, позволяющих расширить представления о технике:

• Випассана – способность ума ясно свидетельствовать развертывающиеся внутренние и внешние события.
• Випассана – вспышка непосредственного знания, предстающего в его очевидности
• Випассана – техника медитации ( «випассана бхавана») или медитация прозрения.
• Випассана – техника стопроцентной честности с собой
• Випассана – обнаружение вокруг разума осознающего ядра
• Випассана – медитация прозрения
• Випассана – способ прозрения в «изначальную реальность» ( буквальный перевод слова «вглядываться во что-то с ясностью и четкостью», « видеть все части отдельно от других»)
• Випассана – инструмент, дающий возможность наблюдения «Я», помогающий видеть, что именно мы создаем его и сознавать, как это делаем.
• Випассана – техника, ведущая к преображению посредством исследования себя и познания природы жизни.

Техника випассаны базируется на Сатипаттхана сутте , в которой Будда дает точные указания развития осознанности. Принято считать, что она содержит полное руководство достижения осознанности, ведущей к освобождающему прозрению. Вместе с тем в текстах Палийского канона содержатся множественные указания и нюансы, позволяющие более эффективно практиковать «медитацию прозрения».

Випассана не является «быстрой» практикой. В этом смысле она вообще не является практикой. В отличии от большинства психотехник випассана затрагивает сущностные слои психики, сознания и требует исключительной честности перед самим собой. А критерии продвижения выступают как исключительно внутренние.

Випассана вряд ли поможет разбогатеть, улучшить свой социальный статус, улучшить отношения в семье или поправить здоровье. Все это может стать лишь следствием, но отнюдь не целью.

Отбрасывание этического аспекта практики, в частности представлений о любящей доброте, существенно обедняет ее возможности, а то и делает невозможной.

Рассмотрение випассаны как психотехники позволяет овладеть весьма эффективным механизмом саморегуляции, опробованным на протяжении веков. (Випассана как психотехника) Благодаря описаниям и инструкциям практикующих авторов для тех, кто решил практиковать, становится возможным соприкоснуться с самими собой, природой ума, чувств, эмоций и использовать випассану как технику медитации в повседневной жизни. Несомненна польза прохождения ретритов в монастырях или центров. В результате этого становится возможным совершить качественный скачок путем фиксации внимания под руководством инструктора. Однако при желании вполне возможно заниматься випассаной самостоятельно. В этом случае в практику должен быть включен такой существенный момент, как беспристрастное безоценочное наблюдение за вниманием в ходе медитации прозрения.

Випассана как психотехника
Что такое психотехника?


0373551.jpg
0373551.jpg (49.17 KiB) 209 просмотра


Психотехника – термин, до сих пор не имеющий более или менее однозначного понимания. Кроме того, это понятие во многом дискредитировано представителями самых различных направлений психологии равно как и теми, кто считает себя приверженцами тех или иных духовных практик.
Несмотря на то, что факт отсутствия общепринятой терминологии признается повсеместно, на деле людям удается крайне редко произвести смещение к смысловому полю своего оппонента. Поступающая информация проходит через фильтры собственной картины мира. На выходе формулируется некоторое суждение, одним из модусов которого является представление «мое-не мое», «правильное – неправильное». Такого рода суждения уже изначально предполагают существование смысловых полей, систем ценностей и убеждений, где суждения попадают в круг взаимной верификации.
Интеллектуальное конструирование, между тем, имеет мало чего общего с непосредственным знанием как продуктом пережитого опыта. Непосредственное переживание в свою очередь может быть выражено в терминах состояния, понятия, чрезвычайно скудно развитым в контексте западной философии. В религиозных и мистических традициях состояние и вовсе остается чем-то неопределенным. Тем не менее большинство людей с легкостью согласятся с тем фактом, что смена состояний далеко не всегда связана с физическим статусом организма, а обуславливается сложным сплавом психических процессов, остающихся по большей мере неосознанными.
Пожалуй, випассану с полным правом можно назвать психотехникой. Предвижу, что в скором будущем появятся тренинги и курсы, и новомодные духовные учителя будут собирать ретриты. И каждый вместит ровно столько, сколько способен вместить в соответствии со своей готовностью. Не стоит лишь забывать, что в буддийском мире випассана останется путем к просветлению.
Знаем ли мы самих себя? Почему предпочитаем ту или иную пищу? Сколько часов для сна нам действительно нужно? Чего хотим на самом деле? Почему устаем так, что не остается сил на то, чтобы реализовать свою мечту? Чего хотим именно сейчас? И что чувствуем? Какими рецепторами воспринимаем мир? Или вообще не воспринимаем?
Ответ едва ли не на каждый из этих вопросов может стать настоящим открытием. «Знаю, что болит. Знаю, что отвлекаюсь. Знаю, что хочу». Так ли уж часто человек способен зафиксировать собственное состояние? Конструктор ума, заменяющий собой реальность, слишком убогое образование. Несомненно, к нему можно добавлять новые детали, но не интереснее видеть реальность такой, какова она есть?..
Техника випассаны, направлена на избавление от интеллектуализирования, отход от любого рода концепций. Однако докучливый ум продолжает наматывать кольца внимания в новый клубок представлений о реальности. Опасность подменить реальную практику выстраиванием умозрительных концепций подстерегает едва ли не всех последователей духовных практик. И потому задача нахождения баланса между осмысленной осознанностью и живым необусловленным опытом является одной из самых важных. На это указывают и многие мастера и учителя. Тем, кто отрицает необходимость теоретических представлений о векторе практики, провозглашая единственную ценность чистого непривязанного ни к какому контексту опыта, хочу напомнить, что отторжение чего бы то ни было представляет собой обратную сторону привязанности, способную существенно помешать практике.
По роду своей профессиональной деятельности мне приходится много слышать и читать про упадок нравственности, потерю ориентации человеком, что якобы является симптомом нашего времени. Не стоит забывать, что любые обобщения лукавы. Лукавы в той же степени, как лукава мысль о том, что есть путь познания себя, универсальный для всех. Тем не менее на пути каждого существуют знаки, способные указать дорогу к той дверце, за которой открывается путь к своему «Я», настоящему, отличному от того надуманного образа, с которым мы зачастую его путаем.
Английское слову 'mindfulness', переводимое обычно как осознанность, не имеет однозначного соответствия в русском языке. Один из аспектов осознанности – умение находиться здесь и сейчас, в моменте настоящего. Если рассматривать випассану в качестве техники, то можно сказать, что это – одна из ее основных задач. Но не стоит забывать, что это лишь один из ее многочисленных аспектов.
Состояния постоянно сменяют друг друга... Тем не менее существует что-то вроде палитры, определенного диапазона, свойственного конкретному человеку. В нем и разворачиваются его психические процессы. Яркие события в жизни, равно как и стрессы, как правило, меняют диапазон. Но, к сожалению, люди нечасто выходят за рамки, позволяющие обратиться к самим себе. Большинству из нас становится все сложнее оставаться без новых внешних впечатлений, зависимость от которых возрастает с развитием информационных технологий. Понаблюдайте за людьми, прошедшими регистрацию в аэропорту и ожидающими посадки. Большинство погружены в планшеты или мобильные телефоны. Свободный Wi-Fi делает общение возможным постоянно. Но задумываемся ли мы над тем, что такое общение зачастую является суррогатом настоящего, предполагающего осознание происходящего в вечно изменчивом потоке пространства и времени? Человек, погруженный в информационное море, закрученный каруселью повседневных дел, зачастую напоминает потерпевшего кораблекрушение моряка: шлюпка крепка, но направление выбрать невозможно: как вынесет. Каково это – быть здесь и сейчас, осознавая собственное существование? Об этом написаны сотни книг, но ничто не заменит личный опыт. Мы у себя одни.
Резерв внимания человека определен вполне конкретными константами. Для каждого он свой. Однако увязывание внимания во внешнем мире понемногу приводит к ситуации, когда погружение внутрь себя оказывается затруднительным и поверхностным. Ум, привыкший фиксировать внешние объекты, создает надежную стену между «Я» человека и тем, что он воспринимает. Знаю, что не пишу ничего нового. Веками люди только тем и занимались, что делали попытки достучаться до самих себя. Успешные и не очень. Современная психология, если вдуматься, следует тем же путем.
Подытоживая написанное, можно сказать, что випассана является мощной психотехникой, способной приводить к смене состояний, достигать внутренней трансформации. Успех ее использования зависит от множества факторов, но прежде всего от волевых факторов и позиции честности с самим собой. Информационный контекст, представленный традиционными текстами буддийской психолоигии и философии, является богатейшей палитрой для проявления новых смысловых полей, равно как и компасом, помогающим сориентироваться в векторах собственной практики.

Для просмотра ссылок Вы должны быть авторизованы на форуме.
Все очень просто! По Гиппократу - пища это лекарство. Но не можем же мы постоянно принимать лекарства!
"Есть или не есть и что есть из того, что есть?"
Если ты поднялся на вершину горы и тебе некуда идти - иди дальше!

Нажимайте на значок пальца в верхнем правом углу и спи крепко.

Аватар пользователя
Ansaraides
Бывалый
Сообщений: 3450
Зарегистрирован: 09 июл 2013, 08:07
Награды: 8
Откуда: Город Святой Марии
Пол: Мужской
:
Замок
Благодарил (а): 1098 раза
Поблагодарили: 2203 раза

Випассана

Сообщение Ansaraides » 14 фев 2015, 14:13

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, — правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.
Все очень просто! По Гиппократу - пища это лекарство. Но не можем же мы постоянно принимать лекарства!
"Есть или не есть и что есть из того, что есть?"
Если ты поднялся на вершину горы и тебе некуда идти - иди дальше!

Нажимайте на значок пальца в верхнем правом углу и спи крепко.


Вернуться в «Просветление»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей