Далее я расскажу некоторые фрагменты достаточно общей теории управления, позволяющие работу в отношении среды вести эффективно. Для начала небольшой пример. Представьте себе ситуацию: человек, который совершенно не знает о том, что есть такой человек – Григорий Грабовой, о том, что есть технологии управления, получает в руки брошюру, которая состоит только из перечня его технологий. Там речь идёт о воскрешении, об управляющем прогнозировании, о концентрациях на числах. То есть о вещах, которые для неподготовленного человека выглядят либо абсурдом, либо фантастикой. Что этот человек, скорее всего, сделает с этой брошюрой?

Голоса из зала: Выбросит.

АШ: По-разному. Возможно, действительно просто выбросит. Может быть, использует для хозяйственных нужд. Но читать, скорее всего, не будет. 

Голос из зала: А мы ему опять брошюру дадим – ещё одну. 

АШ: Брошюры можно давать раз за разом, но каждый раз она будет использоваться именно так – не для чтения. Вопрос, почему это происходит? Происходит это по очень простой причине. Опять использую для демонстрации рисунок. Очень часто я использую в такой демонстрации слово "любовь".
activityevent200807-1_clip_image003
Слова, которыми мы пользуемся в общении с другими людьми – это не просто слова, это понятия. Каждый человек, который пользуется словом, пользуется им как некой системой. В представлении человека любое слово всегда связано в другими словами, в каком-то смысле близкими к нему. 
Вот я нарисовал ромашку, она символизирует понятие. Центральный кружок – слово "любовь". Вокруг центрального кружка – лепестки, это другие слова, близкие к слову "любовь" для этого человека. Для одного человека на лепестках написано: эротика, секс, вплоть до символов половых меньшинств. Но слово "любовь" этот человек знает, он им пользуется, это для него привычное обиходное слово.
Есть люди, для которых на лепестках вокруг центра написаны слова "дети", "родители", "дом", "семья". Но кроме этого у этого человека есть бойница, через которую он готов отстреливать всех остальных. И это для него тоже любовь, такие люди тоже этим словом пользуются. 
Можно пользоваться словом "любовь" как синонимом слова "Бог". То есть это материал, инструмент и замысел создания Мира. Это тоже любовь.
Когда вы говорите человеку слово "любовь", вы не знаете, что он при этом слышит. Это из-за того, что вы не знаете систему образов его миропонимания. Он может слышать совсем не то, что вы ему говорите. И если этого факта не учитывать, то получится именно то, что происходит с брошюрами. 
Не зря все люди, которые занимаются рекламой, всегда говорят о целевой аудитории. Целевая аудитория – это тот социальный срез, у членов которого такие ромашки понятий чем-то напоминает друг друга. Это могут быть, например, байкеры. У них к словам "мотоцикл", "шлем" и некоторым другим специфическое отношение. Они эти слова представляют себе по-другому, не так, как среднестатистический житель страны. И в понимании мира у них есть общие черты. 
Если таких особенностей человеческого миропонимания не учитывать, то получится, что мы не способны работать с людьми. Если же это учитывать, то тогда надо писать брошюры с технологиями совсем в другой форме. Их можно написать и донести до людей, только форма должна быть другой. Один из примеров такого подхода – "Школа волшебных знаний", сказка, которую написал Аркадий Наумович Петров, записал её на диск, и она распространяется как аудиозапись. В разных местах её слушают, в том числе в больницах, где демонстрируется, что время реабилитации больных уменьшается благодаря использованию этой сказки. 
Всё можно сделать в информационной работе, но надо учитывать, что представления человека нельзя повернуть за один раз на 180 градусов. Повернуть можно только плавно. А для этого надо знать, в каком состоянии он находится. То есть представлять себе "ромашки" его системы понятий 
Как с такими ромашками работать, как их выявлять? Опять воспользуюсь графической иллюстрацией. Рисунок довольно сложный, поясню.
activityevent200807-1_clip_image005
В середине круг, он закрашен жёлтым цветом – это Истина. Истина человеку не доступна, поскольку мышление человека дискретно, мы мыслим моделями. Эллипс, охватывающий центральный круг и смещённый влево, это миропонимание одного человека, буду называть этот эллипс эллипсом 1. Другой большой эллипс, смещённый вправо – миропонимание другого человека. Буду называть этот эллипс эллипсом 2. В каждом таком большом эллипсе, помимо объективной части Мира – Истины, есть субъективное представление о Мире, это та часть фигуры, которая расположена вне центрального круга. 
Представим себе, что эти два человека общаются между собой – разговаривают. У каждого их них есть своё представление о Мире. В этом представлении есть Истина, и есть наслоения, отклонения от Истины. Никакой человек в одиночку избавиться от собственных наслоений не может. Эта картинка показывает, как можно избавиться от этих наслоений с помощью другого человека. 
Два больших эллипса пересекаются. Внутри области их пересечения лежит центральный круг – Истина. Слева голубым цветом выделена часть первого эллипса, лежащая вне области пересечения. Справа аналогичная часть второго эллипса выделена зелёным цветом. Эти выделенные цветом области – ошибки миропонимания одного человека, которые видит другой человек. 
Рассмотрим два способа общения людей между собой. Один говорит, другой слушает. Сначала – первый способ. После того, как первый говорить закончил, начинает говорить второй: "Ты не прав в этом, в этом и в этом". То есть второй собеседник обращает внимание на левую цветную часть – то, с чем лично он не согласен, и что является ошибкой с его точки зрения. Начинается конфронтация. Первый человек отвечает: "Ты сам не прав в этом и в том". В результате вместо того, чтобы помочь друг другу избавиться именно от этих выделенных цветом частей в миропонимании, люди говорят только о них, пытаясь "надавить" на собеседника, перевести его на свою точку зрения, навязать ему свои собственные ошибки. Поэтому неправильным является утверждение, что в споре рождается истина – в споре может родиться в лучшем случае только компромисс. 
Чего в двустороннем общении люди могут добиться? Они могут избавиться от цветных областей – каждый от своей. Как это можно делать на практике? Первый может говорить, например, так: "Мне представляется, что ты думаешь об этом примере так-то и так-то. Я прав?" Второй отвечает: "В этой части я думаю так, как ты сказал. Но в другой части я думаю по-другому". И постепенно в таком разговоре как рихтовкой напильником снимается выделенная цветом часть ошибок миропонимания у каждого из собеседников. В результате у них может возникнуть согласованное представление о Мире, причём представление обоих приблизится к Истине. 
Это ещё не будет Истина. В этом представлении обязательно будут ошибки, от которых они вдвоём не смогут избавиться. Например, та компонента в субъективном представлении о Мире, которая связана с тем, что они оба разговаривают на русском языке. Ведь при общении мы пользуемся инструментами, которые субъективны по своей природе. 
Отклонение от Истины у людей, говорящих и думающих на английском языке будет выглядеть по-другому. Например, слово "мир" в русском языке означает одновременно и Вселенную, и отсутствие войны. У англичан для этих двух понятий используются разные слова. 
Дополнительный комментарий – где в этом рисунке любовь? Она в центральном круге, где находится Истина. Поэтому, как только один из собеседников начинает испытывать по отношению к другому отрицательные эмоции, он автоматически оказывается в заштрихованной области своего миропонимания. Любая отрицательная эмоция однозначно говорит о том, что надо немедленно прекращать разговор, поскольку положительного результата в приближении е Истине он не даст. Либо надо убирать отрицательные эмоции. Иначе разговор просто идёт во вред и вам и собеседнику. 
По своему опыту могу сказать, что для ответа на вопрос, каким образом лучше научиться скорочтению, потребовалось два с половиной часа. Причём ответ состоял не в том, как учиться скорочтению, а в том, что надо научиться выбирать, что именно читать медленно и вдумчиво, а остальное вообще не читать. Эти два с половиной часа потребовались на понимание системы образов собеседника.
activityevent200807-1_clip_image007
Ещё один комментарий к народной мудрости. На востоке мудрые люди рекомендуют относиться к каждому своему собеседнику как к учителю. В такой рекомендации можно увидеть, наряду с другими вариантами, такой – мудрец, постигший много знаний Мира, может научиться и у глупого человека. Как это можно продемонстрировать на рисунке с кругами? Левый эллипс – миропонимание глупца. Как видите, эллипс большой, он намного больше круга – Истины, в этом миропонимании очень много ошибок. Правый круг гораздо меньше, миропонимание мудреца гораздо ближе к Истине. При этом цветная часть справа тоже имеется. Глупец может помочь мудрецу избавиться от этой заштрихованной части – от его ошибок. Но для этого мудрец должен потрудиться, и тем больше, чем меньше эта правая часть зеленого цвета.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить