РИТУАЛЬНЫЕ ПЛЯСКИ ПЕРЕД СТЕНОЙ

В древности, когда человеческий ум еще не был втис нут в жесткие рамки религиозных доктрин и научных воз зрений, казалась нелепой мысль, что организм может из носиться или заболеть и от того умереть. Люди искали объяснения смерти в злой воле колдунов, потусторонних сил, в том числе покойников, завидующих пережившим их людям. До сих пор в фольклоре разных народов при сутствуют мертвецы, которые душат живых, отнимают у них жизненную силу, пьют их кровь... Голливуд эксплуа тирует эту тему постоянно — из десятка новых фильмов один два обязательно про вампиров. Но киновампиры не имеют никакого отношения к нашей реальности. Что та кое настоящие вампиры, вам в кино вряд ли покажут. Впрочем, тут мы немного отвлекаемся от темы.
Опыт поучает нас: у каждого явления есть причина. Какова же причина телесной смерти? Она, как проклятие, настигает всех — и грешников, и праведников, и взрослых, и детей. И на первый взгляд, причин всего две. Сегодня огромные средства тратятся на борьбу со множеством тя желых заболеваний, но о главной болезни человека — ста рости, неизбежно ведущей к смерти, самой страшной эпи

Бессмертие: как его достичь и как избежать

демии со стопроцентным смертельным исходом — редко пишут в газетах и мало говорят в теленовостях. Несом ненно, первая и основная причина смерти — болезнь ста рения. О второй причине смерти — несовершенстве фи зического тела, его «бренности», похоже, никто даже осо бенно и не задумывается.
В детстве и юности я мучался, пытаясь понять: что за ставляет людей мириться со смертью и старостью, воспри нимать их как нечто естественное? Казалось бы, воля к жизни, присущая всему живому — часто неосознаваемая, иногда действующая вопреки сознанию, — не допускает
«исчезновения», «растворения» или «угасания» индиви да. Так же, как и его мгновенного «ухода». Но люди при выкли к этой предопределенности и всячески стараются ее оправдать! Откуда вообще могла взяться идея оправ дания смерти? Почему на протяжении многих веков пред ставители религии, ученые и философы прилагали столько усилий для обоснования этой идеи? Почему со временем эта идея пропитала общественное сознание, ста ла его основой? В особенности сказанное относится к «по четной старости».
Абсурд, но когда кто то умирает здоровым и моло дым — от несчастного случая, например, — родственники и знакомые сокрушаются и плачут намного сильнее, чем когда человек умирает немощным и дряхлым, поражен ный множеством недугов, часто ослабев рассудком и по теряв память. Старика хоронят даже с каким то удовлет ворением, приговаривая при этом: «Ну, отмучился, бедолага!» А молодой, значит, должен еще помучаться и толь ко потом умереть, словно заслужив смерть долгими муче ниями. В сказках и сопливых мелодрамах в качестве ил люстрации «счастливого конца» нам часто пытаются под сунуть фразу типа «...жили они долго и счастливо и умерли в один день!» Да еще делают это с таким видом, будто пос ле долгой и счастливой жизни нет ничего более радостно го, чем смерть.
Смерть — зло, гибель и разрушение. Может ли смерть быть благом? Может она быть необходимым эволюцион ным условием перехода в какое то иное состояние? Ког да, у кого и почему впервые возникли эти странные идеи:
«Тот не жил, кто не умирал», «Научись умирать — и ты победишь смерть» и т. д.?
Действительно ли человек, научившийся умирать, по лучает в награду ключ от дверей в «Жизнь Вечную»? Еще вчера отвечать на подобные вопросы считали себя вправе исключительно жрецы религий и духовных традиций.
Медики, биологи и другие адепты Науки к смерти до недавнего времени относились достаточно просто. Они говорили в основном о процессах, сопровождающих смерть, а не о ее истинных причинах и последствиях. Уче ные вообще чаще обращают внимание на внешнее и вто ростепенное, упуская то, что не вписывается в их ограни ченные, застарелые схемы.
В энциклопедических словарях, которые всегда на шаг отстают от уровня развития общества, смерть определя ют как прекращение жизнедеятельности организма, его гибель. В разные эпохи под этим понимали разное. На пример, связывали смерть с прекращением дыхания.
В Библии Бог вдыхает жизнь в первого человека Ада ма. «Дыхание», «дух», «душа» — интересно, что эти сло ва в русском языке, в отличие от английского или ис панского, имеют общее происхождение. К губам умира ющего подносили зеркальце, и если оно не запотевало, врач констатировал остановку дыхания и смерть. Почти как в сказке про братьев Гримм у Терри Гиллиама* : «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи — кто на свете всех мертвее, не румяней, а белее?» «Бездыхан ный» — значит, мертвый. Но иногда это мог быть глубо кий летаргический сон, и человека хоронили заживо. Были случаи, когда врачи вскрывали для изучения тело
«покойника» и обнаруживали, что его сердце медленно пульсирует.
Решили было отождествлять смерть с прекращением сердцебиения и кровообращения — но даже после полной остановки сердцебиения пациента нередко можно ожи вить с помощью непрямого или прямого массажа сердца, инъекций и электрических ударов. В середине ХХ в. вве ли понятие клинической смерти, отличающейся от сле дующей за ней биологической, или «истинной». Если в течение шести семи минут сердцебиение восстановить не удается, врач выписывает свидетельство о смерти, и па циент становится мертвым юридически. Считается, что за

* Имеется в виду фильм известного режиссера Терри Гиллиама «Бра

тья Гримм» (2005 г.). Разумеется, в фильме эти слова звучат чуть иначе.

 

это время в лишенном кровоснабжения мозгу наступают необратимые изменения.
Тем не менее, известен ряд случаев, когда жизнь уда валось восстановить через десятки минут после останов ки сердцебиения, и значительных изменений в работе мозга обнаружено не было. Такое случалось, если человек тонул в холодной воде, но был, как вы понимаете, спасен. Резкое охлаждение предотвращало повреждение мозга. В других случаях это было связано с использованием средств, препятствующих сворачиванию крови или ра створяющих кровяные тромбы.
Исследования показали, что при полном прекращении кровоснабжения мозга сознание угасает в течение несколь ких секунд. Уровень электрической активности мозга па дает, а ее характер напоминает фазу «быстрого сна»*, во время которого человек видит сновидения. Как и в случае обычного «быстрого сна», если человека в это время «раз будить» (т. е. вернуть к жизни), у него остаются воспоми нания о «сновидениях». Эти воспоминания обычно значи тельно более ярки, чем в случае повседневного «быстрого сна», намного чаще содержат ощущение полета, нередко пе

* «Быстрый» или «парадоксальный» сон характеризуется быстры ми низкоамплитудными электромагнитными ритмами, как при про буждении, однако парадоксальным образом во время него полностью расслабляются все гладкие мышцы тела и происходят быстрые движе ния глаз. Наблюдаются неравномерность пульса и дыхания, подерги вания лица, пальцев, конечностей, у мужчин возникает эрекция. При пробуждении в этот период сообщается о переживании эмоционально окрашенных сновидений, изменяется ощущение времени.

 

реживание счастья, яркого света... и вскоре забываются — так же, как и «быстрые сны». Подобные воспоминания лег ли в основу нашумевшей книги Р. Моуди «Жизнь после жизни». Может ли быть такое, что распространенные пред ставления о загробной жизни связаны только лишь с этим
«смертным сном»? К концу книги у вас будет ответ на этот вопрос, хотя сомневаюсь, что он устроит всех читателей.
Последний «сон» длится около минуты, затем элект рическая активность падает до нуля. Нейроны мозга как бы погружаются в анабиоз. Однако если кровоснабжение восстановить, они могут вновь «ожить» и возобновить нормальную электрическую активность. В отдельных слу чаях, как уже говорилось, это может произойти и через десятки минут. Необратимые изменения наступают, ког да кровь в сосудах мозга сворачивается и закупоривает их. Это означает, что даже если восстановить кровоснабже ние, мозг уже не будет работать как раньше. И хотя струк тура связей нейронов еще некоторое время сохраняется,
«воскресить» человека современными методами уже нельзя. Наконец, в процессе разложения тканей (или в результате кремации) структура связей между нейрона ми окончательно разрушается. Именно это, видимо, и можно назвать окончательной смертью.
Тело разложилось, претерпело химические и физиче
ские изменения, а значит, исчезла целостная система
«тело разум душа». С телом все понятно, но вот что про исходит с разумом и тем более душой, ученые сказать не могут. А тех, кто об этом говорит, до сих пор многие считают шарлатанами или сумасшедшими. Возможно, иногда и небезосновательно.
Чего стоит хотя бы история с «посмертным взвешива нием»! Ходят упорные слухи, не подкрепленные, впрочем, никакими строгими научными данными, что вес тела чело века в момент смерти меняется. Есть две версии: одни го ворят, что вес увеличивается, другие — что уменьшается. Цифры при этом отличаются на порядок: от 4–6 до 60–80 граммов. Разумеется, указанная разница и составляет вес отлетевшей души или, в другом варианте, «подъемную силу» души. Объяснения этому, повторюсь, строго научно недоказанному феномену дают разные. В одном случае — что душа при жизни имеет некоторый вес, и тело без души становится легче. В другом — что душа много легче возду ха и при жизни приподнимает тело, уменьшая его вес... Пытливый ум, привыкший рассуждать здраво, подобные
«факты» наводят на не очень то приятные гипотезы в есте ственнонаучном ключе. Может, стоит проверить скорость образования и подъемную силу появляющихся в кишеч нике трупных газов, а также изучить прочие биохимичес кие и физические изменения, происходящие с телом в мо мент смерти и после нее? Да за одну только ночь средне статистический человек становится легче на полкило за счет испарения жидкости и выдыхаемого водяного пара. Исследования в этой области могли бы многое объяснить без привлечения такого понятия, как «душа»...
Некоторые природные явления вводят человека в со
блазн неоправданных фантазий на тему смерти. Напри

Бессмертие: как его достичь и как избежать

мер, гусеница, проходящая через стадию кокона и «пре вращающаяся» в бабочку. Есть теория, что древние егип тяне именно в подражание насекомым изготавливали му мию «кокон» покойника, дабы тот мог возродиться в виде нового, более свободного и совершенного существа. К Древнему Египту и свойственным ему взглядам на смерть и человека мы еще обратимся достаточно подробно. Но вот что говорит современная наука: гусеница и бабочка — это два разных существа. Их не связывает ни общая па мять, ни тем более индивидуальность. Кокон — это моги ла гусеницы и колыбель бабочки. Гусеница не обретает крылья после смерти — точно так же, как съеденная нами курица не становится человеком.
Другой пример — простейшие одноклеточные орга низмы. У них естественная смерть особи наступает не в результате старости — бактерии не стареют и в определен ных условиях могут жить сколь угодно долго. Смерть и размножение здесь — единый процесс. Деление приводит к прекращению существования данной особи и возник новению вместо нее и, что важно, из нее двух новых. Смерть и жизнь связаны неразрывно, и даже хотелось бы сделать вывод, что смерти как таковой нет на этом уровне организации, поскольку два новых существа, как прави ло, ничем не отличаются от исходного. Вот слова фран цузского эколога Альбера Жакара: «Бактерия не может знать, что такое смерть, ведь она просто делится на две, четыре части. Смерти для нее не существует. Понятие
«смерть» появилось тогда, когда двое соединились, что

46 47

Алекс Рон Гонсалес

бы произвести на свет третьего. Мы позволяем себе рос кошь делать что то новое. А когда делаешь новое, надо ос вобождать для него место».
Логика оправдания неизбежности индивидуальной смерти опирается либо на доводы о необходимости эво люционной трансформации, либо на рассуждения о бу дущем благе и бессмертии всего рода человеческого. Био логи эволюционисты, последователи естественного отбо ра и проч., любят распространять свои теории с примитивных существ на людей.
Но обязательно ли Род — это кровавый языческий бог, требующий человеческих жертвоприношений? Как и отдельные составляющие его индивидуумы, Род изме няется, проходя свои стадии роста. Да, в прошлом Род, в отличие от человека, претендовал на бессмертие. Так было до недавнего времени. Некоторым философам он представлялся надындивидуальным сверхсуществом, об ладающим разумом и волей. Сегодня парадоксальным образом оказалось, что Род не менее, а может, и более смертен, чем отдельный человек, и что для обеспечения его бессмертия бессмертной может и должна стать каж дая его человекоклетка. Только какого рода* это бессмер тие?

* Невольный, но явно не случайный каламбур.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить