ПРОЩАЙ, ЧЕЛОВЕК!

 

столь же отличного от нашего, как наш — от образа жизни синантропа. Человек наконец станет сознательно осуще

ЗДРАВСТВУЙ... БОЖЕ, ЧТО ЭТО?..

Термин «трансгуманизм» впервые был предложен в
1957 г. английским биологом и философом, основателем и первым президентом ЮНЕСКО Джулианом Хаксли (1887–1975), братом знаменитого писателя и исследова теля психоделического опыта Олдоса Хаксли. Вот отры вок из книги Джулиана Хаксли «Новые бутылки для но вого вина» (1957 г.):
«Мы начинаем понимать, что даже самые счастливые люди живут много ниже своих возможностей и что боль шинство людей развивают не более ничтожной доли сво ей потенциальной умственной и духовной мощи. Челове чество в действительности окружено обширной областью нереализованных возможностей, требующих изучения.
Человек как вид может превзойти себя — не просто спорадически, один индивид каким то образом здесь, дру гой индивид другим путем там, но именно как человече ство в целом. Если нужно назвать новую цель, то, может быть, подойдет слово „трансгуманизм“: человек останет ся человеком, но возвысится над собой, реализуя новые возможности своей человеческой природы ради самой этой природы.
Я верю в трансгуманизм: если однажды появится дос таточно много людей, способных устремиться к нему, че ловеческий вид окажется на пороге нового образа жизни,
ствлять свое истинное назначение».
В приведенных словах Д. Хаксли хорошо видны основ ные противоречия трансгуманизма. Впрочем, не меньше противоречий и в самом понятии «человек».
Один безмозглый политик в своей предвыборной речи произнес как то великолепную фразу, видимо, желая уго дить как можно большему количеству избирателей: «Да здравствует человек — венец Творения и вершина эволю ции!» Вероятно, он и сам не понял до конца глубины сво ей мысли. Так вот, трансгуманисты не согласны с ним по обоим пунктам. Для них человек в его современном виде — переходная ступень. Но переход к чему имеется в виду и каким образом он осуществится? Здесь трансгуманизм разделяется на множество течений.
Правда, большая часть трансгуманистов считает, что будущее человека и то, каким он станет, определяет науч но технический прогресс. Они весьма скептично и с чув ством превосходства относятся к эволюционным духов% ным традициям.
Ник Бостром, ученый из Оксфорда, один из столпов современного трансгуманизма, пишет: «До трансгуманиз ма единственной надеждой избежать смерти была реин карнация или воскрешение в другом мире. Люди, видев шие, что подобные религиозные доктрины являются пло дом человеческого воображения, не имели иной альтернативы, кроме как признать неизбежность смерти».

130

131

Алекс Рон Гонсалес

Интересно было бы узнать, что это за «люди» и каким образом они «видели» несуществование загробного мира и реинкарнаций. Они могли сомневаться, такая перспек тива могла их не устраивать, но отрицать какое то явле ние с порога — это очень «научно»! При этом индийская йога, даосские практики, буддийские медитации, шаман ские трансформации и множество других практик, спо собных изменять человека, причем изменять значитель но радикальнее, чем могут себе представить трансгумани сты технари, — все это вообще остается за рамками рассмотрения. Даже то, что древние традиции вызывают все больший интерес у квантовых физиков, приводит лишь к тому, что и самих физиков самодовольно тупое
«научное» большинство трансгуманистов все чаще отно сит к разряду фантазеров и игнорирует их высказывания. Им не понять, что отсутствие экспериментальных под тверждений способностей восточных мистиков и магов, отсутствие «чудес» там, где эти чудеса должны проявлять ся со всей очевидностью, уже само по себе является чу дом. Именно этому необъяснимому чуду следует уделить самое пристальное внимание. Увы, стадо есть стадо — со стоит ли оно из баранов или из «ученых».
Трансгуманизм давно привлекал мое внимание, но

Бессмертие: как его достичь и как избежать

Федорова и Константина Циолковского. А вопрос дости жения бессмертия для трансгуманистов — один из клю чевых вопросов сегодняшнего дня.
Джейн не была приверженцем трансгуманизма. Она подходила к нему с меркой исследователя состояний че ловеческого сознания.
Меня же больше всего интересовало то, как трансгу манисты видят ближайшее будущее, чего ожидают они от него и чего можно ожидать от них.
По мнению трансгуманистов, фанатично боготворя щих научно технический прогресс, человечество вот вот подойдет к особой точке своего развития и чудесным об разом преобразится, превратившись в сверхчеловечество. К этому новому этапу ведут несколько путей. Например, создание в скором времени искусственного разума. Нано технология* покроет Землю армиями микророботов для полного контроля над процессами в наших телах и созна нии, а также для производства буквально всего из всего. С помощью перестройки и фармакологической стимуля ции центров удовольствия в мозгу люди станут испыты вать небывалые и неограниченные по интенсивности эмо ции, бесконечное счастье и т. д. Манипуляции человеком достигнут невиданных масштабов.
Джейн указала на то, что ранее упускалось мною из рас
смотрения: современный трансгуманизм напрямую про
исходит из русского космизма. Точнее, из идей Николая

132

* Нанотехнология имеет дело с объектами размером порядка 10 9 м (одна миллиардная часть метра), т. е. с отдельными атомами и молеку лами.

133

Алекс Рон Гонсалес

В последние годы идеология трансгуманизма с огром ной скоростью распространяется по всему миру. Уже су ществует несколько международных трансгуманистиче ских организаций. Крупнейшими являются Институт Экстропии* и Всемирная Трансгуманистическая Ассоци ация. Ими публикуются журналы и организуются конфе ренции по вопросам трансгуманизма. В США практичес ки в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы. Растущий объем материалов о трансгуманизме переполняет Интернет. Трансгуманисты придерживают ся широкого спектра политических взглядов (среди пред ставителей течения есть либералы, социальные демокра ты, либертарианцы, зеленые и т. д.), а некоторые из них полагают, что могут оставаться аполитичными. Но абсо лютное большинство трансгуманистов, независимо от убеждений и заблуждений, часто вопреки своим убежде ниям, содействует скорейшему приходу тоталитарного ре жима планетарного масштаба. Подробнее об этом позднее.
Совсем недавно одним из столпов трансгуманизма была крионика, начало которой положил Роберт Эттин гер, опубликовавший в 1964 г. книгу «Перспектива бес смертия». В ней он доказывал, что поскольку медицин

* Экстропия характеризует рост и жизнеспособность системы. Семь основных принципов экстропианцев: бесконечный прогресс, самопре образование, практический оптимизм, разумная технология, открытое общество, самонаправление и рациональное мышление. Политически экстропианцы выступают против авторитарного общественного конт роля, за верховенство закона и децентрализацию власти. (Из «Принци% пов экстропианства» Макса Мора) .

134

Бессмертие: как его достичь и как избежать

ская технология постоянно развивается, а химическая ак тивность прекращается при достаточно низких темпера турах, является разумным и возможным заморозить па циента сегодня и сохранить его до того момента, когда тех нология разовьется достаточно, чтобы исправить повреждения от замораживания и вылечить заболевание. А в 1972 г. Эттингер опубликовал работу «От человека к сверхчеловеку», где говорил уже об улучшении челове ческого организма. Но крионика хороша не только для лечения и долголетия — что может быть лучше заморо женного политического оппонента, бунтаря, революцио нера, инакомыслящего? Он и не мертв, и абсолютно безо пасен.
Трансгуманисты считают себя «транслюдьми», то есть
«переходными людьми». Но трансчеловек — всего лишь шаг на пути к постчеловеку. На этапе трансчеловека про исходит замена живых органов и частей тела электрон ными имплантатами, приветствуется бесполость и искус ственное размножение, происходит симбиоз с искусст венным разумом. Транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или са мыми сведущими в технологии людьми, не обязаны осоз навать свою «связующую роль в эволюции». Достаточно бездумно следовать моде, плыть по течению не сопро тивляясь и становиться все в большей степени придат ком телевизора, компьютера, мобильника, всевозможных гаджетов и прочих интерактивных ретрансляторов масс культуры.

135

Алекс Рон Гонсалес

В философском арсенале трансгуманизма на сегодня присутствует лишь убогая натурфилософия. Поэтому трансгуманисты в плане изучения и вмешательства в этот мир предпочитают полагаться на «рациональные» мето ды, в особенности на научный метод. Причем под «науч ным методом» понимается ушедший в далекое прошлое ньютоновский, механистичный подход, опирающийся на мертвую черно белую логику. Не желая прикладывать усилий к пониманию феномена человека, трансгуманис ты движутся в направлении наименьшего сопротивления, как раз туда, куда им и предназначено — к постчеловеку.
Так что же такое постчеловек? Это не просто потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Это нечто, по признанию самих трансгуманистов, полностью выходящее за рамки челове ческого понимания. Многие трансгуманисты хотят стать постлюдьми.
Постлюди могут, по их мнению, оказаться полностью искусственными созданиями, основанными на искусст венном интеллекте, или результатом большого числа из менений и «улучшений» биологии человека, точнее, трансчеловека. Некоторые будущие постлюди готовы даже отказаться от собственного тела и жить в качестве информационных структур в гигантских сверхбыстрых компьютерных сетях.

Бессмертие: как его достичь и как избежать

тологии* (иммортализма, иммортизма). В ней подробно разбираются как проблемы продления жизни (крионика, нанотехнологии, шире — биотехнологии и пр.), борьбы со старением (геронтологии), так и альтернативные спосо бы существования — киборгизация, использование кло нов, загрузка сознания в компьютер и т. д. Иммортисты уповают на генную инженерию, практические работы с геномом человека, стволовые клетки, белковые биорегу ляторы и пр. Обо всем этом сейчас немало пишут, а к тому времени, когда выйдет книга, приведенные в ней данные уже устареют, поэтому чуть дальше мы остановимся толь ко на самых принципиальных моментах иммортистских технологий, связанных с ними иллюзиях и реальных уг розах.
Трансгуманистическое движение — это реальность, мимо которой нам уже не пройти. Я и не собираюсь про ходить мимо. Но это механика явная, борьба с которой выливается в бессмысленную трату времени и сил. Есть еще тайная механика. О ней и пойдет речь.
Да, вкупе и даже по отдельности методы трансгума нистов иммортистов способны сделать жизнь человека неопределенно долгой. И в общем, как ни странно, со вершенно не важно, какой из методов или совокупность каких методов к этому приведет. Гораздо важнее понять, почему это происходит и в очень скором времени окон
Можно было бы еще долго рассматривать различные
упования трансгуманизма. Та его часть, которая посвяще
на вопросам бессмертия, например, носит название иммор

136

* Иммортология (от лат. im — без и mors, mortis — смерть) — наука о бессмертии. Термин предложен в 1974 г. русским философом И. В. Вишевым.

137

Алекс Рон Гонсалес

чательно осуществится. Почему массовое бессмертие неотвратимо для большинства людей. Достигнув яснос ти в этом, мы перейдем к главным вопросам: как избе жать того, что нам так активно навязывают, и что озна чает бессмертие индивидуальное, для которого, собствен но, человек и предназначен.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить