КИТАЙ: ВНОВЬ АЛХИМИКИ, НО ДРУГИЕ

Изначально в Китае вопрос о бессмертии как жизни после смерти не стоял. Древние китайские шаманы, так же как и египетские жрецы, полагали, что у человека мно

* Целостным, от греч. holos — целый.

78

Бессмертие: как его достичь и как избежать

го душ. Однако взгляды их на посмертное существование были куда пессимистичнее. Или реалистичнее?.. Так или иначе, но их преемники даосы пошли значительно даль ше египтян.
Что же, по мнению китайцев, представляет собой че
ловек? Вот одна из древних версий.
Есть души По, отвечающие за телесность, животное начало человека. Их целых семь. После смерти комплекс этих душ становился демоном или призраком — Гуй. По бродив некоторое время неприкаянно, Гуй отправляется в подземный мир, где его существование поддерживается жертвами потомков. В конце концов Гуй растворяется в земной субстанции.
«Разумные души» назывались Хунь; обычно считалось, что их три. Комплекс душ Хунь, покинув тело, превраща ется в духа Шэнь. «Срок жизни» Шэнь зависит от того, насколько духовно развит и силен разумом был человек при жизни. Рано или поздно Шэнь растворяется в субстан ции неба.
Таким образом, после смерти единого психофизичес кого комплекса, основой которому служит физическое тело, души разлетаются кто куда согласно своей природе и со временем исчезают. Только императоры и другие ве ликие люди Поднебесной могли рассчитывать на неогра ниченное посмертное существование при дворе Небесно% го Императора.
У китайцев есть и свои древние мумии, причем не
которые из них сохранились гораздо лучше египетских.

79

Алекс Рон Гонсалес

По одной из версий предполагалось, что пока есть му мия, Шэнь и Гуй имеют шансы продолжить свое суще ствование. По другой — мумией становилось тело опыт ного духовного практика, достигшего высокого уровня при жизни. Настолько высокого, что его дух Шэнь был уже бессмертен. А мумию дух Шень использовал время от времени, например, для общения с еще живыми род ственниками и учениками.
Тем не менее, изготовление мумий широкого распрос транения не получило — то ли климат не тот, то ли дей ствительно не всем это подходило, то ли появились ка кие то другие, более эффективные методики, приближав шие древнекитайских ученых и магов к желанному бессмертию. Скорее всего последнее.
Даосы были неутомимыми исследователями и суме ли создать свою алхимию. Даже две — «внешнюю» (Вай Дань) и «внутреннюю» (Нэй Дань). Главное отличие ки тайской алхимии от европейской — ее исходная направ ленность. В китайской алхимии и золото обычно рассмат ривалось лишь как ингредиент эликсира бессмертия.
И внешняя, и внутренняя алхимии основывались на одних и тех же философских принципах: теории Инь—Ян (Мужское—Женское, Земля—Небо и т. д.), теории У%Син о взаимодействии и взаимопревращении пяти первоэле ментов (Вода—Дерево—Огонь—Земля—Металл), и т. д. Человек стал восприниматься и как часть системы чело век—мир, и как микрокосмос, существующий по тем же законам, что и макрокосмос, т. е. Универсум.

Бессмертие: как его достичь и как избежать

Исходя из сказанного, нетрудно понять, почему во внешней алхимии считалось, что можно изменить состо яние человека, например, сделать его бессмертным, если извне ввести в организм (то есть попросту дать ему съесть) определенные вещества — «пилюли бессмертия». В тео рии все было хорошо, а на практике... Не один китайский император, пожелавший стать бессмертным, преждевре менно отправился на тот свет, отравившись подобными пилюлями. Ведь они, как правило, содержали киноварь (HgS — соединение серы и ртути — «Инь—Ян» в чистом виде!) или еще что то поядовитей.
Когда уставшие умирать императоры поистребили значительную часть внешних алхимиков, на первый план вышла алхимия внутренняя.
Внутренняя алхимия — это путь (Дао) трансформации тела и духа. На этом пути человек обыкновенный со вре менем должен был превратиться в могущественное бес смертное существо. Причем своими собственными сила ми. Тело и психика становились его внутренней алхими ческой лабораторией.
Особое значение в практике внутренней алхимии уде лялось управлению энергиями, протекающими по невиди мым для большинства представителей западной науки ка налам тела (Цзин%Ло), аналогичным меридианам акупунк туры. Эти энергии накапливаются в специальных резервуарах — «киноварных полях» или «котлах» (Дань% тянь), которые не стоит путать с чакрами в индийской йоге, несмотря на кажущееся сходство. Всего есть три Даньтяня:

80 81

Алекс Рон Гонсалес

в голове, в районе груди и в животе ниже пупка. При этом нижний центр — основной. С помощью системы дыхатель но энергетических упражнений, медитаций и визуализаций человек наполнял нижний Даньтянь энергией (Ци), преоб разовывал ее путем внутренних алхимических процедур, и тогда возникал «бессмертный зародыш» (на некоторых древ некитайских гравюрах, рассчитанных на профанов, он так и изображался в виде человеческого зародыша в животе у да оса). Полностью трансформировав все вещество и энергию своего тела, практик «освобождался от трупа» (т.е. от физи ческого тела), переходя в какое то иное состояние, в кото ром души, энергии и тело уже являлись неразрывным це лым. В таком виде бессмертный человек мог не только про должать существование в нашем мире, но и перемещаться в другие миры. Я уж не говорю о приобретении попутно мно жества сверхъестественных способностей.
Это направление иногда называется «даосской йогой» из за внешнего сходства алхимических приемов с прак тиками некоторых школ индийской йоги. С середины ХХ столетия все бóльшую популярность по всему миру стал приобретать китайский Цигун (Ци — дыхание и в то же время любой вид энергии, Гун — работа), «высшие шко лы» которого фактически базируются на тех же самых рассекреченных даосских практиках*.

* В России и СНГ из аутентичных традиций особенно широкое рас пространение получил «Чжун Юань Цигун» китайского мастера Сюи Минтана. В своих книгах Сюи Минтан действительно говорит о бес смертии как об одной из целей практики цигун.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить