ТАЙНЫ ЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ

Конечно, было бы логично начать раздел с Древнего Египта, а не с европейской алхимии, но логично ли гово рить об алхимии после Египта? Поэтому, чтобы хоть что то о ней сказать, я и поместил ее в начале.
Итак, давайте посмотрим, как обстояли дела с бес смертием на берегах Нила. У нас есть такая возможность: от древнейшей из известных нам цивилизаций благода ря трудолюбию ее представителей до нас дошло очень многое. Пирамиды и сфинксы как никак каменные, они еще и нашу цивилизацию вполне могут перестоять. К слову сказать, некоторых предводителей приматов с ярко выраженным стремлением к доминированию этот прямой вызов из прошлого раздражал до крайности. Так, французский император Наполеон Бонапарт, увидев ог ромного каменного сфинкса, тут же велел обстрелять его (или ее) из пушек, увековечив память о себе увечьями на презрительно улыбающемся каменном лице. Впрочем, по другой версии, этим отличился какой то турецкий паша.
Отношение жителей древнего Египта к смерти в со знании многих до сих пор связано с так называемой «Кни гой мертвых». «Книга мертвого человека», или «Книга Мертвых», — дословный перевод ее арабского названия
«Китаб аль%Маиит». Вскрывая гробницы ради спрятан
ных там сокровищ, арабы обнаруживали в руке у мумии

Бессмертие: как его достичь и как избежать

папирус, испещренный непонятными закорючками и ри сунками. Так и назвали они эти свитки — по месту обна ружения. Настоящее название текста — «Эр ну перэт эм херу», что переводится как «Изречения выхода в день» или
«Главы о восхождении к свету». Уже из названия видно — египтяне смотрели в свое загробное будущее с определен ным оптимизмом!
Самые древние египетские тексты сохранились на сте нах погребальных камер в пирамидах. Их только в конце XIX в. обнаружил французский ученый Г. Масперо. Воз раст находок был определен примерно в четыре с полови ной тысячи лет. Традиционно — по месту обнаружения — записи эти были названы «Текстами Пирамид». Как вы яснилось после расшифровки, в них описывался ритуал погребения и загробные путешествия фараона. Ему пред стояло после смерти уладить ряд вопросов с древнееги петскими богами и вступить в их команду. Все это требо вало массы ритуалов и заклинаний, об истинном смысле которых ученые будут еще долго гадать.
Чуть менее древние заупокойные тексты были обна ружены на стенках прямоугольных деревянных саркофа гов более поздних фараонов, да уже и не только фарао нов. Вполне понятно, что эти тексты получили название
«Тексты Саркофагов».
Папирусы «Выхода в день» («Книги мертвых») появи лись позже. Их вкладывали в руки мумиям, и таких му мий сохранилось довольно много. Так что эти тексты мож но назвать итогом долгого развития религиозных пред

70 71

Алекс Рон Гонсалес

ставлений древних египтян. Были они их вершиной или же результатом деградации? Догадаться не сложно.
Что представляет собой загробный мир Древнего Египта? Это совершенно особое место вселенной, куда каждую ночь отправляется солнечный бог Ра со своей сви той. Загробный мир (Дуат) располагается за пределами видимой реальности и представляет собой пространство
«совсем глубокое, совсем темное и бесконечное». Несмот ря на то, что Дуат внешне напоминает Египет, он, тем не менее, во много раз превосходит его по площади. Вход в Дуат древние египтяне располагали в скалах на западном берегу Нила в районе Абидоса. Солнечный бог Ра попа дает в иной мир через «Дверь Протаскивания» (Ра%Сетау, владыкой которой был бог Сокар), и на земле живых на ступает ночь. Через этот проход отправляются и души умерших. Пересекая портал между мирами, умерший для земной жизни человек «рождается» в ином мире. Там всю ду свирепые чудовища, пещеры и озера пламени, в кото рых могла сгореть не только плоть грешника, но даже его душа и тень. Однако если странник при жизни был доб родетельным человеком, его тело было похоронено соглас но ритуалу, а сам он знал необходимые заклинания — он благополучно преодолевал все кошмары и попадал в Не% фер%Аменти — «Прекрасный Запад» (в проекции на Зем лю это был район Фив). В Аменти посреди Озера Правды (Озеро Двух Истин) на Острове Правды находился основ ной офис бога Осириса, владыки загробного мира. Здесь на посмертном суде в зале Двух Истин он решал судьбу

Бессмертие: как его достичь и как избежать

покойного. Во время этой процедуры на одну чашу весов клали перышко — символ богини Маат, воплощавшей истину, справедливость и мировой порядок, на другую — сердце прибывшего мертвеца. Если весы оставались в рав новесии, это означало, что сердце покойного не отягоще но пороками. Он объявлялся «правдивым голосом» и от правлялся на Поля Хотеп (Поля Мира). Там его ожидали родные, близкие и вечное блаженство. Но если сердце было переполнено грехами, оно перевешивало перо Маат. Такого бедолагу ждала окончательная смерть — его пожи рало страшное чудовище Амаит — смесь гиппопотама, крокодила и льва. Поля Хотеп (Поля Мира, Вечного Бла женства) составляли вместе с Полями Иалу (Поля Камы ша, соответствующие земному Абидосу) светлую часть Дуата. На Полях Иалу счастливчики, прошедшие загроб ный суд, ежедневно трудились, сажая, выращивая и соби рая ячмень и пшеницу, которые в этом мире достигали ска зочных размеров. Среди Полей Иалу находился дом Оси% риса с двадцатью одними вратами.
Далее посреди Полей Иалу возвышались Срединные Врата Неба, открывавшие путь на восточный горизонт. Но барка солнечного бога Ра устремлялась к восточным Вратам уже без покойника. Последнему доступ в мир живых был до поры заказан. Да и зачем ему, уже один раз умершему и вновь рожденному в загробном мире, было рваться в мир живых, в мир несовершенный и ис полненный страданий? Всему свое время. В неопреде ленном будущем всех оправданных на загробном Суде и

72 73

Алекс Рон Гонсалес

обитающих пока в полях блаженства ждет воскресение —
«Выход в День».
Тем, кто не знает, как на самом деле мыслили и смотре ли на мир древние египтяне, уловить смысл древних риту алов и их описаний очень сложно. Укажу, к примеру, на то обстоятельство, что понятие личности у древних египтян весьма отличалось от нашего. Египтяне были «хему» свое го царя, то есть его «выражением», «проявлением», его ча стичкой — точно так же, как многочисленные боги были частями тела породившего их единого бога. Мир воспри нимался как единый, целостный организм, в котором жи вые, «мертвые» и боги взаимосвязаны и взаимозависимы. Еще совсем недавно считалось, что пирамиды (в особенно сти древнейшие) строились рабами, но современные воз зрения на этот вопрос, мягко говоря, несколько иные. Все эти гигантские постройки возводили свободные граждане, почитая величие фараона как свое собственное. Это была своеобразная трудовая повинность и почетный долг, рав номерно распределяемый между всеми гражданами Егип та. И не могилу с надгробием они строили, а врата в бес смертие. Это важные моменты, и к ним мы еще вернемся.
Профессор Марк Ленер из Восточного института Чи кагского университета, крупнейший исследователь древ неегипетских строек, доказал, между прочим, что строите ли пирамид и храмов не нуждались в помощи атлантов и зеленых человечков с Сириуса. Благодаря прогрессивным инженерным решениям жрецов строителей египтяне смог ли обойтись без привлечения иностранной рабочей силы.

Бессмертие: как его достичь и как избежать

К бессмертию древние египтяне относились как к чему то вполне естественному. А вот смерть считалась временным нарушением мировой гармонии, которое нуж но преодолеть. Как Осирис возродился, чтобы восстано вить гармонию, так и любой человек, живущий по запо ведям добра (библейские заповеди, кстати, повторяют древнеегипетские), возродится и обретет жизнь вечную. Осирис победил смерть с помощью своего сына Гора и супруги Изиды — древней предтечи христианской бого родицы. Этим он показал путь всем остальным. В об щем, учение, весьма близкое к христианству, если не считать того, что возникло оно как минимум веков на тридцать раньше.
Но какую же практическую пользу мы можем извлечь из всей этой древней истории? Тут мы от мифов перехо дим к тайнам египетских жрецов и загадочным мумиям.
Тайны пирамид мы по ряду причин рассмотрим не здесь. Мы вернемся к ним в третьей книге. Упомяну лишь об одной из конструктивных особенностей этих сооруже ний — узких и длинных прямоугольных отверстиях, со единяющих погребальную камеру с поверхностью пира миды. Ученые смогли выдвинуть только одну гипотезу их функционального назначения, впрочем, соглашаясь с ее нелепостью: отверстия создавались якобы для вентиля ции. Затем появилась теория, что они нацелены на опре деленные звезды сообразно дошедшим до нас мифам. Одно — на Сириус (звезда Изиды), другое — на первую звезду Пояса Ориона (фаллос Осириса), третье — в рай

74 75

Алекс Рон Гонсалес

он самой крупной звезды в ковше Малой Медведицы, чет вертое — на звезду Тубан в созвездии Дракона. Может быть, через эти отверстия души усопших фараонов отправ лялись к своим звездам? Но более точные исследования с поправкой на движение звезд показали, что шахты теле скопы были нацелены не совсем так, как хотелось люби телям мифологии. Основное отверстие смотрело прямо на черную дыру в центре нашей галактики... В дальнейшем вы поймете, с чем это связано.
А что же мумии? Вид их, конечно, удручает. Даже ки
нематограф с его многочисленными «мумиями», которые
«возвращаются», не в силах убедить, что эти иссохшие, по черневшие останки когда нибудь смогут ожить. Есть шут ники, говорящие, что жрецы рассчитывали на успехи кло нирования и генной инженерии в далеком будущем...
Как известно сегодня, изготовление мумии было частью семидесятидневного похоронного ритуала. Иси% да, Нефтида и Анубис ровно столько дней собирали по частям и восстанавливали разрубленное тело Осириса. И мумия, с точки зрения египтян, была немаловажной частью сложного психофизического комплекса, кратко именуемого сейчас «человек».
Из чего же, по мнению египтян, состоит человек? В версиях разных периодов истории Египта есть некото рые расхождения, но примерно это выглядит так.
У каждого человека есть душа Ка — его двойник. Обыч но Ка живет в гробнице вместе с телом, но может при же лании выходить из нее; Ка не зависит от человека, может

Бессмертие: как его достичь и как избежать

свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, что бы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и пи тья не было, Ка мог начать бродить по округе и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопусти мым грехом для семьи умершего.
Душа Ба — жизненная сила человека; сокол с челове ческой головой. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обрат но. Когда Ба покидает тело, наступает смерть; когда воз вращается к мумии — умерший воскресает для вечной жизни в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мертвое тело.
Тело — не душа; но после того, как жрецы омоют мерт вое тело водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах. После изготовления из него мумии это уже стопроцентный Сах, и теперь в него может возвра щаться Ба.

Рен — имя. Зная Рен живого человека, можно причи нить ему зло. Достаточно написать имя на папирусе и сжечь его. Это наверняка навлечет на носителя имени беду. Умершему Рен необходим, чтобы Ба, прилетев, мог воссо единиться с остальными частями, а может, и по другой причине. На тот случай, если Сах (мумия) как то постра дает или погибнет, делали каменное изображение челове ка и писали под ним имя Рен.

Душа Ах — «Сияние». Напоминает собой чистый сол
нечный луч.

76 77

Алекс Рон Гонсалес

Душа Шуит — «Тень». Тесно связана с Ба. Подобно Ка, питается подношениями и передвигается где ей вздумается.

Аб — сердце. Связано с душой и является источником животной жизни, а также добра и зла в человеке. Его то и взвешивают на Суде.

Кху — душа духа; часто упоминается вместе с Ба; не кое эфирное существо — может быть, та самая душа, ко торая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитает в Сахе.

Секхем — сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Обитает в раю среди Кху и духов.

Зачем человеку так много душ? Необходимы ли они только для обеспечения индивидуального бессмертия или это связано с холистическим* мировосприятием египтян?
Современные ученые не могут дать ясных ответов на подобные вопросы. Но внимательный читатель легко от ветит на них сам, дочитав эту книгу до конца.
Древний Египет с его путями в бессмертие помогут нам понять не менее древние, но менее известные до сих пор Китай и Тибет.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить