1435512696 mi1

Наставления Бога смерти Ямы. Перевод Бориса Гребенщикова.

Существует несколько переводов "Катха Упанишады" (Веды) на русский язык, но наиболее понятным и интересным для нас представляется перевод под редакцией Бориса Гребенщикова, размещенный на  его сайте. (см. ссылку ниже).

      Итак, центральным моментом "Катха Упанишады" является встреча Начикетаса, сына мудреца брахмана Ваджашравасы, с индуистским богом смерти Ямой. Начикетас пришел к обители Бога Смерти. Ему пришлось ждать три ночи, прежде чем он смог увидеть Яму. Владыка Смерти, испытывая угрызения совести, что заставил так долго ждать гостя из касты брахманов, и желая искупить вину, посулил Начикетасу исполнить три желания, по одному за каждую ночь, проведенную вне обители.

    Тогда Начикетас попросил, чтобы, когда с дозволения Бога Смерти он вернется домой, отец с радостью встретил бы сына, позабыв о своем гневе на дерзкий поступок и обретя покой ума. Во-вторых, Начикетас пожелал узнать, по какой причине в небесной обители Богов отсутствуют голод, жажда и страх смерти. Бог Яма охотно исполнил эти два желания. Мало того, Яма посвятил Начикетаса в таинство особого жертвоприношения. И, наконец, Начикетас сказал:"Учитель! Человек смертен, но некоторые люди говорят, что смерть – это не конец и что имеется некий "Он" под названием Атман, который продолжает жить после смерти чувств и тела; другие возражают, что "Его" нет и в помине. И вот теперь, пользуясь счастливой возможностью, я хотел бы узнать от тебя об этом Атмане".

Яма решил испытать задающего вопросы, выяснив, насколько непоколебимо его стремление постичь высшую мудрость. Бог Смерти не хотел передавать знание тому, кто этого не заслуживал. Поэтому он посулил Начикетасу разнообразные дары, связанные с мирским счастьем и благополучием. Он также сообщил ему, что Атман – это нечто очень тонкое и неуловимое и что он находится вне пределов обычного восприятия.«Это сомнение с древних времен одолевало даже богов. Трудно постигнуть, что такое "Я". Проси о чем угодно другом, Начикетас, но не спрашивай меня о тайнах смерти! И освободи меня от выполнения этого желания». Затем Бог Яма попытался привлечь юношу заманчивыми земными соблазнами, насладиться которыми можно "и полнее, и быстрее". Но Начикетас ответил:"Досточтимый Учитель! Слушая твои рассуждения о трудности постижения Атмана, я почувствовал, что не должен упускать свой шанс, ибо вряд ли найду для этой цели более подходящего учителя, чем ты. Только в этом, и ни в чем другом, состоит мое третье желание. Множество даров, которые ты предлагаешь взамен, не смогут принести той бесконечной пользы, которую принесет мне лишь одна Атма джняна" (знания Атмана).

Увидев такую твердую веру и такую непреклонность, Бог Яма остался доволен. Он заключил, что Начикетас готов к восприятию высшей мудрости. Яма продолжал:«Атман бесстрастен и спокоен, он – само сознание, бесконечное и полное. Атман не является даже объектом для познавания! Он ни "знающий", ни "то, что знают", ни само знание. Открытие этого есть высшее откровение. Осознание этой вечной истины избавляет человека от всех тревог и привязанностей, освобождает от уз рождения и смерти. Всевышний устроил так, что наши чувства обращены наружу. Поэтому мы воспринимаем мир вокруг нас и не обращаем внимания на Дух внутри. Мудрый, желая бессмертия, смотрит внутрь себя и обнаруживает там вечный Атман. Великую тайну невозможно охватить с помощью логики. Только духовный опыт и вера в священные писания помогут овладеть ею».

Попытаемся понять, что же такоеАтман. Согласно "Катха Упанишаде", разумное "Я" не рождается и не умирает. Оно ни из чего не возникало и ничто не возникало из Него. Истинное "Я" - единственный Свет, отражаемый всеми. Он один светит, весь мир лишь отражает этот Свет. В сердце каждого человека находится его истинное "Я". Именно Его называют"Атман".Он меньше малейшего атома, Он больше всего сущего. Атман бесформенен и беззвучен; неосязаем, не имеет вкуса и запаха. У него нет начала и конца, он вечен и неисчерпаем.Его не постигнуть рассудком. Атман, который никогда не рождался и никогда не умирает. Его свет всегда сияет. Ни вдохом, ни выдохом живем мы - но Тем, кто заставляет нас вдыхать и выдыхать, Он правит вдохом и выдохом. Он обитает в людях и богах, в истине и бесконечном космосе; Он рождается в воде, рождается из земли, рождается в жертвоприношении, рождается в горах. Он неизменен и велик. Атман - солнце в небе и ветер в пространстве; огонь на алтаре и гость в доме. Его почитают все боги.

Сидя в неподвижности, он идет далеко; пребывая во сне, он оказывается всюду.Знай, что тело - колесница, а Атман - хозяин колесницы. Знай, что разум - возничий, а ум - вожжи. Кони, запряженные в эту колесницу - наши чувства, а путь, по которому они бегут - объекты чувств. Нерожденное, неизмеримо древнее и вечно новое, неразрушимое, именно Он остается, когда тело разрушается.
Что происходит с Атманом после смерти тела? После смерти тела возможно попасть в иной мир. Одни входят в лоно для обретения тел, а другие становятся неподвижными вещами - в зависимости от своих знаний и действий. Нет ничего выше этого Атмана! Он лишен формы. Его невозможно воспринять чувствами. Он постигается разумом - властелином ума, и подтверждается размышлением. Познав Его, человек освобождается из цикла рождений и смертей как чистая вода, вливаясь в чистую воду, становится с ней одним - так и Атман просветленного человека становится Единым с Богом.

«Так Начикетас, получив от Бога Смерти знание об истинном "Я" и путь Йоги, постиг Брахмана и стал свободным. Так и каждый, постигающий истинное "Я", становится свободен».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить