МИФОЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ
В ТИБЕТСКОЙ ИКОНОГРАФИИ

А.Л.Баркова,
старший научный сотрудник Международного Центра Рерихов

 

Рубеж веков, более того, – рубеж тысячелетий – время поиска связей между различными явлениями культуры, прежде дифференцированными и несопоставимыми.

Ссейчас перед наукой особенно актуально стоит задача целостного взгляда на мир, поиска некоего ядра, основы, которая воплощается в человеческом мышлении независимо от времени, типа культуры, уровня развития цивилизации и т.п. – иными слова, задача типологического анализа культуры. Еще в начале века эта задача была сформулирована акад. А.Н. Веселовским: «Следующий вопрос ставится довольно естественно: как в языках, при различии их звукового состава и грамматического строя, есть общие категории... отвечающие общим приемам мышления, так и сходство народных верований, при отличии рас и отсутствии исторических связей, не может ли быть объяснено из природы психического процесса, совершающегося в человеке?».

С середины века типологические исследования прочно заняли свое место в современной науке, однако это были по преимуществу исследования лингвистические, литературоведческие, мифологические; вопрос типологического исследования иконографии, – в частности, такой богатой, как тибетская, – сколько нам известно, ранее не ставился. Однако прежде рассмотрения материала необходимо обозначить проблему соотнесения типологического и историко-генетического исследования. Мы полагаем (вслед за Веселовским), что заимствуются только те элементы чужой культуры, которые близки культуре заимствующей, то есть причины заимствования почти всегда являются внутренними. Исходя из этого положения, мы считаем себя вправе не оговаривать особо, является ли та или иная иконографическая черта исконно тибетской или индийской по происхождению.

Eще одна предварительная оговорка. В нашей работе мы будем рассматривать не только тибетские картины-тханки, но и монгольскую, бурятскую живопись, а также прикладное искусство (маски мистерии цам).
Но поскольку принципы этого искусства сформировались в Тибете, то иконография как парадигма, безусловно, является тибетской, не зависимо от того, в какой стране создано конкретное произведение. (Термин «буддийская иконография» мы используем как синоним «тибетской».)

Адресуя нашу статью широкому кругу читателей, а не только востоковедам, мы сочли нужным пояснить некоторые буддийские термины. Более пространное и популярное их объяснение мы даем в нашей книге «Буддийская живопись в собрании Международного центра Рерихов», содержащей как ряд общих положений, так и перевод нескольких малоизвестных текстов.

Число мифологических универсалий, которые могут быть воплощены иконографически, вообще говоря, невелико. Мы рассмотрим три из них – Мировую Ось, Богиню-Мать и Бога Земли. Каждая из этих универсалий проявляется посредством своих вариантов, которые, как правило, связаны с теми или иными явлениями природы. Так, Мировая Ось – это Мировое Древо, Древо Жизни, Мировая Гора; Богиня-Мать – лотос, Бог Земли – бык. Кроме того, все универсалии могут иметь антропоморфное воплощение, которое также будет нами рассмотрено.

Прежде чем переходить к непосредственному анализу иконографии, следует подчеркнуть, что термины «Богиня-Мать» и «Бог Земли» используются нами как обозначение универсалий, совокупности подсознательно воспринимаемых мифологических представлений, а не как имена персонажей архаической мифологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить