Конструктивная критика


Автор: Н.И. Козлов
cr-286x300
Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, "Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!" - или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»



То есть: "Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат".

Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать - не делайте этого.

Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: "Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!" Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: "Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?" - Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.

А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?

Тогда я сказал себе: "Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!" Нет конструктива - критика запрещена.

С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.

Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым. Смотрите, "Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?" - это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: "Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед". Аналогично, вместо "Что ты на меня кричишь?" удачнее сказать так: "Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне".

Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,

- Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!

- Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?

Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить