Глава VIII

 Путь коров

 Легенда о дашагвах, совершавших церемонии в течение 10 месяцев, не является единственным воспоминанием о древнем годе, которое сохранилось в литературе о жертвоприношениях...

 Я попытаюсь выявить в ведической литературе точные указания на длительность ежегодных саттр — жертвоприносительных церемоний. Эти указания не легендарны по своему характеру, они точны и реалистичны. Известно, что жертвоприношения — это древнейший институт. Обнаруживаемые у народов азиатской и европейской ветвей арийской расы... детали проведения этих церемоний сохранялись в строгом соответствии с обычаем и традициями... и жрецы, не умея иногда их объяснить, ссылались на то, что "такова практика, известная с незапамятных времен". В число подобных ежегодных саттр входит и "путь коров"... — одно из древнейших ведических жертвоприношений...

 Под этими коровами понимаются Адитьи, т.е, божества солнечных месяцев... В "Айтарейя Брахмане" говорится, что: "Коровы, желая обрести копыта и рога, проводили некогда церемонию жертвоприношения. На десятый месяц церемонии, в конце пяти сезонов, они обрели рога и копыта... воскликнув, что церемония принесла желаемое. А те, кто все же продолжал церемонию, утратили рога из-за своего недоверия. Таковы безрогие коровы. Но продолжив свои действия и и шестом сезоне, они в конце 12 месяцев все же обрели желаемое. Поэтому коровы так красивы, и все их любят".

 Из этого явствует, что эта годовая саттра завершалась некогда в 10 месяцев. Почему так? Почему саттра, ныне длящаяся весь год, т.е. 12 месяцев, некогда завершалась за 10?... Обратившись к более древней "Тайттирийя Брахмане", к самому авторитетному тексту по жертвоприношениям, увидим, что эту саттру можно завершить и в 10 и в 12 месяцев, по выбору жертвоприносителя, а о 10 месяцев сказано, что так было принято в незапамятные времена...

 В этой Самхите говорится, что те коровы терпеливо продолжали саттру еще два месяца, у которых рога не выросли за 10 месяцев...

 Добавочный к этой Самхите текст разъясняет, что знающий это преуспеет вне зависимости от того, длится ли его саттра 10 или 12 месяцев...

 Из всего этого следует, что и эта и другие саттры стали длиться по 10 и 12 месяцев, когда ведические арьи пришли в те места, где прежние формы саттр стали невыполнимыми, но приняли альтернативную форму...

 И в Авесте и у других арийских рас (Напомним, что Тилак пользовался термином "раса" для обозначения народа или племени) выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и был затем заменен сроком в 12 месяцев...

 И эту традицию нельзя просто игнорировать, так как сохраняется ведь название "десятый" для последнего месяца календаря: "децембер" — "10-й"... Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на реликты того периода... когда предки обеих этих рас жили вместе в циркумполярной области. Эти два "лишних" месяца были временем долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их добавляли к прежнему году...

 Хотя есть достаточно свидетельств того, что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это была его единственная длительность. Легенда об Адити указывает на существование 7-месячной длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь поддерживает такое заключение...

 Какого бы взгляда мы ни придерживались, наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине является фактом в пределах Арктического круга... Соответственно этому и ночи были разной длительности...

 Ведическая литература сохранила для нас важный реликт, кроме уже упомянутых, касающийся древнего календаря и, главное, долгой ночи... Следует вникнуть, по мере возможности, в историю принесения в жертву напитка сомы (Суть напитка сомы не вполне ясна до сих пор. Некоторые полагают, что он содержал сок эфедры, но это нельзя соотнести с массовым испитием его членами племени (что описано в Ведах) — эфедрин в больших дозах очень опасен. В гимнах упоминается в связи с сомой и молоко, и кипячение напитка, что наводит на мысль о возможной возгонке напитка из перебродившего молока — такой способ приготовления опьяняющего напитка извесстен у многих кочевых скотоводов.) чтобы выявить исходное значение связанных с ним ритуалов... которые восходят к древнейшим временам...

 Главные их черты отражены в Ригведе, и целая мандала в 114 гимнов посвящена восславлению сомы. Их анализ поможет, хотя бы до известной степени, выявить суть древнейшей системы жертвоприношений арьев...

 Очень важны годовые саттры и чтобы в них вникнуть, нужно понять смысл выражения "шатаха" (оно состоит из слов "шат + ахан" — "шесть + день") и обозначает в литературе шестидневную церемонию. Это слово применяется для измерения месяца, как мы сейчас применяем слово "неделя", т.е, месяц состоял из пяти "шатаха". Ритуалы годовой саттры распределялись по этих шатахам...

 В начале и в конце каждой годовой саттры проводилась церемония Атиратри — принесения в жертву богам напитка сомы — это делалось трижды в ночь. В "Айтарейя Брахмане" (IV, 5) так поясняется происхождение обычая: асуры обитали во мраке ночи, а боги в свете дня. Боги хотели изгнать асуров из-под укрытия мрака. Но лишь Индра мог это сделать. Войдя во мрак и поддерживаемый пением гимнов, он изгнал асуров из первой части ночи при первом возлиянии сомы; при втором асуры были изгнаны из второй части ночи, а при третьем — из третьей... Древность ритуалов Атиратри подтверждается и литературы парсов...

 Жертвоприносители древности естественно, не погружались в сон на всю долгую ночь после завершения 10-месячных церемоний. И не сидели сложа руки, пока Индра сражался ради них с силами мрака. В течение 10 месяцев они приносили жертвы с целью помочь Индре в борьбе с Валой...

 ... В ведической литературе описывается ряд жертвоприношений, которые продолжаются, если мы включим сюда и Атиратру, от одной до ста ночей... т.е, до 2400 часов. Но их длительность зависела от местоположения... и где ночь длилась десять суток (240 часов) церемония называлась "дашаратра", а где 100 суток, то "шатаратра" — сому возливали от 10 до 100 ночей. 100 ночей — это был максимальный срок. В легенде об Адити говорится о семи месяцах солнца, включая сюда и зори и сумерки по 30 дней, и тогда остается три месяца на долгую ночь... Для времени зорь в литературе есть описания других церемоний, которые должны быть нами исключены из еженощных, как и церемонии, связанные с сумерками...

 В Ригведе битва Индры с Вритрой часто упоминается как "битва за воды", или "устремление к коровам" или "устремление к дню", а об Индре говорится, что он освободил "водных коров" и привел их к солнечной заре, убив Вритру (I, 51, 4; П,

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить