Глава VII

 Месяцы и годы

 ВВстречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?... Характеристики арктического года столь непохожи на зону умеренного климата, что наши предки ведического периода, жившие там и продвигавшиеся к югу в силу наступающего оледенения, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для них мест, что не могло не повлиять на них... Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря, или по крайней мере — древних традиций в той или иной форме, и особенно в том, что связано с правилами жертвоприношений...

 Обязанностью этих жрецов было... следить, чтобы годовые ритуалы отправлялись в должные даты... В ведической литературе указывается, что годовые церемонии "саттры" должны проводиться в течение 12 месяцев. Но это было невозможно в пределах Арктики, где солнце надолго скрывается за горизонтом и воцаряется долгая ночь. Поэтому древнейшие саттры, если их совершали в пределах полярного региона, должны были проводиться за срок не менее 12 месяцев... К тому же надо помнить, что в разных поясах Приполярья периоды света и мрака в году разнятся... Примерно, на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем дальше от него, оно светит и по 8, 9 и 10 месяцев... Эти месяцы были периодами активного проведения саттр в отличие от долгой ночи, которая за этим следовала... Сошлемся прежде всего на легенду об Адити или о семи Адитьях (Солнцах), которая явно связана с природными феноменами... Так, в Ригведе (IX 114, 3) упоминаются вместе семь Адитьев и семь жрецов...

 В "Шатапатха Брахмане" (VI, 1,2,8); XI, 6,3,8) говорится о 12 Адитьях... как и во всей послеведической литературе... О семи сыновьях Адиви говорится, что солнце имеет семь лучей, или семь коней (Ригведа, 1, 164), и так во многих гимнах...

 И если бог солнца в таких образах запечатлен в памяти, то это не может быть забыто народом в силу необходимости менять места своего пребывания, хотя носители Вед позднее и жили в областях, где знали уже 12 дитьев... Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в Ригведе бывает не только 7 (1, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество месяцев, то второе тоже..

 В Ригведе описывается две категории жрецов-Ангирасов, называемые "навагва" и "дашагва" (X, 62,5 и 6)

 Исследуя значение тех указаний на их роль, которые содержатся в литературе, спросим — почему их служебные функции завершались в 10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12 месяцев?... Описанные и Ведах подвиги бога Индры, роль Ангирасов, а также навагвов и дашагвов, четко связаны с фактом ежегодного высвобождения солнца и "коров" утра из темного плена, куда их заключила Вала. Этот взгляд поддерживается словами "Индра разыскал солнце, сокрытое во мраке"... Мы видим также, что Индра убил Валу в этом мраке в конце года, а навагвы и дашагвы поддерживали его пением гимнов, которые должны были завершиться до начала его битвы.. то есть в 10 месяцев света... а после 2 месяцев мрака они снова начинали петь...

 Считается, что навагвы служили в течение 9 месяцев света ("нава" — "девять"), а дашагвы — 10 ("даша" — "десять").

 Есть указания, что их служба могла длиться и 7 месяцев (Ригведа X, 47,6)... и их называют "проводящими обряды в сроки различной длительности", т.е. они пели гимны в те месяцы, когда было светло, от 7 до 10 месяцев...

 Указывается на 10-месячный год, содержавший пять сезонов по 2 месяца... но полагают, что их считалось шесть, а пять относились лишь к тому времени, из которого исключались 2 месяца мрака...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить