Глава IV

 Ночь богов

 С самого начала мы встречаемся в ведической литературе с четко организованной системой жертвоприношения, регулируемой лунно-солнечным календарем. Она указывает на то, что ведические барды того времени достигли глубоких знаний по практической астрономии. Своеобразными хронометрами в те дни служили ежедневные, двухнедельные, ежемесячные, поквартальные, полугодовые и годовые сроки обязательного принесения жертв.

 ВВ "Тайттирийя Самхите" и в Брахманах (Указаны памятники, близко трактующие тексты Вед. Главная из — Ригведа) четко упоминается лунный месяц из 50 дней и год из 12 месяцев с дополнительным, время от времени прибавляемым месяцем для уравнивания лунного года с солнечным. Эклиптика, или пояс зодиака, делился на 27—28 единиц, именуемых накшатра и служивших как бы дорожными знаками, отмеряющими ежегодные продвижения солнца и ежемесячные обращения луны вокруг земли... Систематически наблюдались также звезды, восходящие и заходящие по солнцу...

 Ошибочно считается, что все традиции, мифы и божества, упоминаемые в игведе, соотносятся с каким-то одним периодом... Ригведа — это та книга, в которой старые данные о разных периодах настолько смешаны, что требуется долго и терпеливо работать, чтобы разделить и классифицировать ее содержание в хронологическом порядке...

 ННапример, в Ригведе (X, 89, 2,4) (Приведенные в скобках цифры обозначают книгу памятника, гимн и строфу в нем.) бог Индра "поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью"... и вращает "отдаленную сферу, как колеса повозки"... Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на шесте (оси) и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотноситься только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (1,24,10) (Приведенные в скобках цифры обозначают книгу памятника, гимн и строфу в нем.) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее,... что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области...

 Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе... Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом... "На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли"...br />
 ЭЭто подтверждается и таким авторитетным источником, как "Законы Ману" (1, 67): "У богов и день и ночь — (человеческий) год, опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу" (См.: Законы Ману (перевод С. Д. Эльмановича), М., I960. Гл. I, разд.67.)

 В "айтирийя Брахмане" мы тоже встречаем четкое определение: "Год — это всего лишь день богов" (III, 9, 22.1).

 В Авесте (Вендидад, фаргард II), в священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: "Что они считают днем, то есть год".

 И здесь же Ахура Мазда говорит: "... Там звезды, месяц, солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем"...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить