Три шага Вишну

 В этом разделе я намерен проанализировать вкратце еще те ведические легенды, которые указывают на арктические условия, отраженные в календаре и в описаниях климата. Один из них относится к трем длинным шагам Вишну, четко указанным в Ригведе (I, 22, 17—18; I., 154, 2). По старой трактовке они означали шаги по земле, по воздуху и по небу (объясняют и по-другому)...

 В Ригведе (I, 155, 6) говорится, что Вишну приводит в движение подобно колесу своих 90 коней, носящих четыре имени. Это явно относится к 360 дням, разделенным на 4 группы,

 т.е, на сезон по 90 дней. Это говорит о том, что основой всех дел Вишну надо считать годовой ход солнца... В Ригведе Вишну и Индра — друзья, они вместе победили Шамбару и воскресили солнце, зарю и Агни - огонь (VII 9, 3-5)... Значит, один из его шагов следует поместить туда, где шла битва, т.е. в нижний мир... Вот почему его третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)... Два других шага солнце делало над горизонтом, они были видны... Уже говорилось, что борьба Индры с Шамбарой начиналась на 40-й день осени, или на 8-й месяц после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было видимо...

 Легенда, изложенная в Пуранах (преданиях), говорит о том, что Вишну спал 4 месяца в году... Это иногда объясняют как отражение долгого сезона дождей, но ведь они видимы людьми. Это можно понять только как долгий мрак арктической ночи (вблизи полюса). В Ригведе (VII 100, 6) говорится, что у Вишну есть "плохое имя — Шипивишта", что объясняли по-разному, иногда полагая, что это забытое и искаженное старое слово.

 Но оно было забыто и встречается в более поздних памятниках в значениях: "человек с выпавшими волосами" и "тот, кто поражен неизлечимой кожной болезнью", — словом, оно имеет смысл осуждения...

 Позднее в Пуранах Вишну представал спящим в плохой период, но это тоже как бы обозначает его болезнь, т.к. говорится о Вишну потемневшем, или больном, чтобы своим третьим шагом подавить асуров и в своем темном обличье помочь Индре в борьбе за воды и свет... Это подтверждается и сравнением с другими ведическими божествами, которые тоже, как и Вишну, обходят всю вселенную. Один из них — Савитар (солнце), и о нем сказано, что из его трех небес два близки, а третье — это мир бога Ямы (царя мертвых), т.е. нижний мир (I, 35, 6). Другой бог, пересекающий вселенную, это Агни (VI, 7, 7)... Его свет троичен (III, 26, 7), у него три головы (I, 146,1), три силы, прибежища и языка (III, 20, 2; VIII, 39, 8)... Одно из этих прибежищ может быть четко определено как третий шаг Вишну — говорится, что его знает только Вишну (X, 1, 3)... Агни часто выступает как солнце, и то, что он

 скрывается под водами и появляется из них как "дитя вод" — это просто варианты описания солнца, ушедшего под горизонт, а затем после долгой арктической ночи появившегося из "нижнего океана". Вишну — это солнце под другим именем... Есть и еще божества, пересекающие вселенную — это Ашвины, их в Ригведе зовут "ходящими вокруг" (I, 46, 14; I, 117, 6). У них три прибежища (VIII, 8, 23), и их колесница, ходящая над обоими мирами, имеет три колеса, причем одно из них скрыто в пещере, в тайном месте, как третий шаг Вишну, невидимый для смертных (VIII, 8, 23; I, 30, 18; X, 85, 14).Это совпадение трех прибежищ у трех разных пересекающих вселенную богов не случайно, и общий результат всего процитированного приводит к четкому выводу — третье, скрытое, место следует видеть в "нижнем мире", в "мире питри" (душ предков) и бога Ямы, в водах и мраке.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить