Глава Х

 Ведические мифы об утренних божествах

 В предыдущих главах уже пояснена неадекватность "теории грозы" содержанию легенды об Индре и Вритре и показано как при помощи арктической теории могут быть объяснены многие непонятные моменты, связанные с представлениями о циркуляции мировых вод в верхнем и нижнем мирах. Остановимся теперь на легендах, обычно разъясняемых в связи с периодом весны, и поясним как это недостаточно, подобно "теории грозы", для удовлетворительного понимания ряда черт этих легенд, а именно тех, что говорят о подвигах Ашвинов — врачей богов. Подвиги этих божественных близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы... Исследователи считают их то утренними звездами, предваряющими появление зари и солнца, то полагают, что эти близнецы представлены двумя звездами в созвездии Джамини, и их подвиги соотносят с восстановлением утраченных за зиму сил солнца...

 В памятниках о правилах жертвоприношений их четко связывают с зарей... Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца описываются в Ригведе как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157, 1, VII, 72, 4), или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей, когда "тьма еще таится меж красных коров" (X, 61, 4)... Мы не можем игнорировать факт, что они являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет утра...

 Им же приписываются эпитеты Индры, такие, как убийца Вритры (VIII, 8, 22), и о них выразительно говорится, что им заметно свойственны качества и Индры и Марутов (богов ветров), бывших помощников Индры в борьбе с Вритрой... О них говорится, что океан — это их мать, что их колесница появляется из океана (IV, 43, 5), что она "кружит вокруг солнца в далекой области" (I, 112, 13), что они подвигают вперед "медовые воды" океана и насытили небесную реку потоками, подвигнув к победе "колесницу без коней" (I, 112, 12)... Из многих подобных строк видно, что к Ашвинам обращались так, как к Ангирасам, и что они двинулись, чтобы освободить молочные токи, и что они живут в небесном океане (VIII, 26, 17). Отсюда приходим к выводу, что они были помощниками Индры в его битве за воды и за свет, т.е. в битве света с мраком, выступая при этом и как врачи богов и помогая ему, а после победы возглавили ход утренних божеств. Эту суть трудно объяснить и "теорией весны" и ежедневной битвой тьмы и света, так как особый гимн Ашвинам ("Ашвин-шастра") должен быть весь прочитан на протяжении зари... Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) — так говорится о них во многих гимнах...

 Я не смогу согласиться с тем, что все это можно объяснить "теорией весны", протекающей в южных широтах...

 Солнце, конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота" особенно означает глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим исчезновением солнца в арктической ночи. "Теория весны" не может объяснить факт длительных страданий разных "пациентов" Ашвинов... да и Ашвины сами пребывают, как описывается, три дня и три ночи в дальнем краю...

 Важно учесть и места, где страдали те, кого спасали Ашвины... — Это и воды, лишенные света лучей солнца (I, 182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) — это все относится к нижнему миру..., который солнцем в Ригведе пересекается на лодке, подобно Гелиосу греков. Это не может быть простым описанием зимы, и только с помощью арктической теории можно объяснить каким образом "пациенты" Ашвинов были ими спасаемы от потопления в темном бездомном океане... Есть ряд описаний их дел, где ясно видны реалии того мира ("вверх ногами")... и я думаю, что дер Уоррен правильно понял это как древнюю мысль о подземном мире антиподов... темном и полном вод, почему и говорится, что Ашвины перевернули там колодец вверх дном, чтобы пустить воду оттуда кверху, к небу, где она станет дождем (I, 116, 9)...

 Очень важна для нас легенда о том, как мудрец Атри Саптавадхри был вызволен Ашвинами... из мрака (VI, 50, 10)... и к нему же относится весь текст другого гимна (V, 78), где он зовет Ашвинов на помощь, так как он после 10 месяцев провалился в яму и попал в деревянный ящик...

 Солнце сравнивается с пребывание плода в утробе матери 10 месяцев, и мы видели выше, что дашагвы именно в такой срок приносили жертвы. Затем солнце было утрачено, родилось там и очутилось в заброшенном краю, где пребывало, как в ящике, 2 месяца. Это — образ Атри, который взывает к Ашвинам... о спасении его из провала...

 Во многих гимнах говорится об этих 10 месяцах и о том, что найденный через два месяца после потери младенец вновь был принесен матери — зарей или Ашвинами... И во всех этих гимнах речь не может идти о средних широтах, хотя и в

 "теории весны" тоже имеется в виду солнце. Но арктическая теория говорит не только об ослаблении солнца зимой, но показывает, что природной основой многих подобных гимнов Ригведы является долгая полярная ночь, и такие объяснения необходимы для верного понимания...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить