jesus wife1

Евангелие от Филиппа с комментариями

Аннотация:
Предлагаю вашему вниманию "Евангелие от филиппа" с моими комментариями. В основе гипотеза о том, что Христос - один из создателей Вселенной, наряду с Демиургом. Демиург совершил ошибку при создании Вселенной и ему нужно, чтобы кто-то взял на себя "первородный грех" во время конца света. Христос и должен взять на себя чужой грех. Он приходил, чтобы рассказать о приближении конца света.

Упёртый


   

 

 

Евангелие от Филиппа    

1. Еврей создает еврея, и называют его так: прозелит(*). Но прозелит не создает прозелита: [люди истинные] таковы, каковы они [с самого начала], и они создают других, также людей [истинных].   Достаточно им появиться.   *) Так называли новообращенных язычников. А дальше речь идет, скорее всего, о том, что нужно просто выявить, каков человек внутри, и тогда он будет самим собой    

2. Раб только ищет (путь) быть свободным, но он не ищет имущества своего господина. Сын же - не только сын, но он присваивает ' себе (и) наследство отца.   3. Те, кто наследует мертвое, мертвы сами, и они наследуют мертвое. Те, кто наследует живое,- живы, и они наследуют живое и мертвое. Мертвые не наследуют ничего. Ибо как мог бы наследовать мертвый? Если мертвый наследует живое, он не умрет. Но тот, кто мертвый, будет жить более! (*)   *). Видимо здесь обоснование методом "от противного"   4. Язычник не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет.(*)   *). Так отличается жизнь с мировоззрением от "просто жизни". Это первое познание мировоззрения воспринимается как откровение, впечатление обычно очень сильное и на него "ловятся" многие    

5. Со дня, когда пришел Христос, создан мир, украшены города, отброшено мертвое.  

6. Когда мы были евреями, мы были сиротами, у нас была только мать. Но когда мы стали христианами, у нас появились отец и мать.  

7. Те, кто сеет зимой, собирают урожай летом.   Зима - это мир, лето - это другой эон. Будем сеять в мире, чтобы собрать урожай летом. Поэтому нам не следует молиться зимой; за зимой - лето. Если же кто станет собирать урожай зимой, он не соберет урожая, но (только) вырвет (побеги) .(*)   *) Нужно готовить себя к путешествию души в другой эон после смерти. Жизнь на "том свете" считается более важной.    

8. Как тот, кто таким образом не существует, не принесет плода,- не только не производит он [в этом месте], но даже в субботу [его сила] бесплодна.(*)   *) Тот, кто не думает о жизни души после смерти, не заслужит этой жизнью перехода в другой эон, то есть спасения.  

9. Христос пришел выкупить некоторых: освободить одних, спасти других. Он выкупил тех, кто чужой, сделал их своими. И он отделил своих, тех, кого он положил залогом по воле своей. Он положил душу (свою), когда пожелал, не только тогда, когда он открылся, но со дня существования мира он положил душу (свою)(*). Когда он пожелал, тогда прежде всего он пришел взять ее, ибо она была оставлена залогом. Она была среди разбойников, и ее взяли как пленницу(**). Он освободил ее и спас (и) хороших в мире, и плохих.   *) Возможно, положил на том свете. То есть он и есть та "жертва", которая принимает на себя "грех мира".См. описание встречи Ионна Крестителя и Иисуса в канонических Евангелиях.   **) Действительно, Иегова и близкие ему боги выглядят, как разбойники. Более того, есть мнения, что он "воплощался" в этой жизни в качестве князей-разбойников.  

10. Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала.(*) Но те, кто выше мира; - неразорванные, вечные.(**)   *)Противостояние родились от общего корня, а поэтому общий корень может продолжать рождать оппозиции. Нет совсем плохих и совсем хороших, во-первых, потому что как проявление одного и того же в зависимости от контекста хорошее может считаться кем-то плохим, а кем-то хорошим. (мы говорим здесь не о проблеме нравственного выбора, а об онтологии). Кроме того, в хорошем есть плохое, а в плохом хорошее.   **) Те, кто за пределами мира, не имеют "темной энергии" и лишены разорваности. Из-за двойственности проявлений первоосновы мира каждый будет разорван в своей основе от начала. Здесь можно усмотреть и на очищение от "зла", при котором каждый спасающийся отделит о себя "темную энергию", "зло", из-за которой гибнет мир, и отдаст ее Христу Спасителю  

11. Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо они отвлекают сердце от того, что прочно, к тому, что не прочно, и тот, кто слышит (слово) <Бог>, не постигает того, что прочно, но постигает то, что не прочно. Также подобным образом (в словах) <Отец>, и <Сын>, и <Дух святой>, и <жизнь>, и <свет>, и <воскресение>, и <церковь>, [и] во всех остальных - не постигают того, что [прочно], но постигают, что не прочно, [разве только] познали то, что прочно. [Имена, которые были] услышаны, существуют в мире [для обмана. Если бы они были] в эоне, их и день не называли бы в мире и не полагали бы среди вещей земных. Они имеют конец в эоне.(*)   *)Понятия не до конца выражают истинную суть вещей. Есть разница между символом и знаком. В этом мире понятия эона не могут быть до конца выражены в силу отсутствия достаточно развитого понятийного аппарата, истинных знаний, а также в силу отсутствия некоторых ощущений, таких, на которых основано "ясновидение" и т.п. Именно поэтому и без того неполные знания дополнительно искажаются и используются для достижения выгоды. В эонах обман раскрывается.  

12. Единственное имя не произносится в мире - имя, которое Отец дал Сыну. Оно превыше всего.(*)   *)Какое же это имя? Уж не имя ли еврейского бога? Других подобных случаев - запрета на произнесение имени - не припоминается. Получается, что имя, запрещенное к произнесению, это имя, которое Отец дал сыну. Но почему оно запрещено?   Первая версия, та, которая представляется наиболее вероятной, не связана с тем, что это имя, данное отцом. Просто Бог так презирает людей, которых сам и создал, что считает для себя оскорбительным, чтобы они обращались к нему по имени. Почему считаю эту версию наиболее вероятной? Дело в том, что 1) в нашем сознании психологически закреплено, что власть сомодержца освящена богом. 2) чтение библии создает впечатление, что метод "аналогии"характерен для бога. Отсюда предположение, что вся ритуальность обращения к государю, подчеркивающая его невероятное превосходство над простолюдинами, все обращения не по имени типа "ваше величество", есть проекция отношения Бога к его творениям.   Вторая версия - имя Бога, которое ему дал отец - позорное. Это настоящее имя, от которого он отказаться не может, так как при этом потерял бы животворящее начало, но он запретил его к употреблению.   Если вспомнить, то в Евангилии от Иуды Демиург назван Сакласом, что по арамейски означает "дурак". Возможно, такое имя дал Отец своему Сыну Демиургу. При такой интерпретации Саклас вполне ассоциируется с Демиургом других гностических текстов, который "не вполне полноценный", "ущербный". Его даже можно соотнести с Космократосом и Ялдаваофом гностических текстов. Ведь согласно гностической легенде мир (эон?), порожденный Пистис Софией ущербен в принципе. И порожденный Христом (не христом Нового Завета, а Христом - порождением 30 эонов) Демиугрг и его ангелы тоже ущербны. А порожденный Демиургом 7-сферный мир, в котором он незримо присутствует, тоже несостоятелен и должен погибнуть.   Это - имя Отца. Ибо Сын не стал бы Отцом, если бы он не облачился во имя Отца. (**)Те, кто обладает этим именем, постигают его, но не произносят его.   **) Видимо, потерял бы производительную силу   Те же, кто не обладает им, не постигают его. Но истина породила имена в мире из-за того, что нельзя познать ее без имен(***). Истина едина, она является множеством(****), и (так) ради нас, чтобы научить нас этому единству посредством любви через множество.   ***) Выходит, прав был Сократ, когда говорил, что познание нужно начинать с выработки общих определений   ****)единое в основе порождает множество  

13. Архонты пожелали обмануть человека, ибо увидели, что он - одного происхождения с воистину хорошими вещами. Они взяли имя хороших (и) дали его дурным, дабы путем имен обмануть его и при вязать их к дурным вещам(*). И после этого, если они делают им милость, они заставляют их отделиться от дурных и помещают их среди хороших, тех, которых они знают(**). Ибо они желали взять свободного и сделать его своим рабом ' навеки.   *) Посмотрите, как в Библии жестокие люди, такие, как Авраам, Исаак, Давид называются праведниками, несмотря на то, что с нашей точки зрения они таковыми никак не являются. Единственное, чем они хороши - не рассуждают. Приказал сына в жертву принести - хорошо. Взял и потащил без стенаний. Так за себя боялся, что и сына было не жалко. Праведник. Взял и прогнал жену, у которой от него сын родился, потому что бог на другую указал. Праведник. Так бога боялся, что и жены с сыном не пожалел ни на секунду.   Идеал Бога, истинный праведник - существо, лишенное жалости. А почему? Потому что любит самого себя больше всего на свете, и этим подобен Богу, и за самого себя ужасно боится (и этим подобен Богу?). Основа его так называемой любви - страх божий.   Чтобы это не бросалось в глаза суть заменяется в Библии названиями. Поэтому так и режет ухо при чтении Библии. Режет буквально через страницу. Книга на редкость двуплановая, если не двуличная.   **) Причем хорошие - это люди, подобные библейским праведникам, те, которых они уже "проверили". Поэтому, чтобы попасть в ряды избранных нужно обладать некоторой душевной твердокожестью и моральной неразборчивостью в совокупности с развитым "страхом божьим"   ***)Человек боящийся - не свободен. Согласно Библии свободным он и не должен быть. Ему отказано в праве толкования священного писания, внесения в него изменений. В критике Бога (помните: имеет ли право глина роптать на горшечника, что он ее плохо сделал?). По-видимому, когда человек создавался, ему предполагался какой-то объем личной свободы. Он, видимо, задекларирован в каком-то неведомом нам правиле или принципе. С помощью священных книг и казуистики человека практически лишили необходимого уровня свободы. А если верить "Законам" Платона и его "Государю", истинный автор которых, как я подозреваю, тот же, что и автор Библии, то, скорее всего, в будущем человек будет искусно лишен остатков свободы и превращен методами пропаганды, психической обработки и генной инженерии в живую куклу.  

14. Есть силы, которые дают... этому человеку, не желая сделать его... чтобы они стали... ибо если человек... жертвоприношения... и приносили в жертву животным силам... [эти] были подобны животным.   Те, которых они приносили им в жертву, - они приносили их в жертву живыми. Когда же их принесли в жертву, они становились мертвыми. Человека принесли в жертву Богу мертвым, а он стал живым.   *)Имеется ввиду воскрешение Иисуса. По-видимому, Иисус говорил о себе, как о жертве. И его смерть на кресте приняли, как искупительную жертву. Но его воскрешение попрало общую картину жертвоприношений. Принесенный в жертву не стал из живого мертвым, а из мертвого стал живым.  

15. До пришествия Христа не было хлеба в мире. Как в раю, где был Адам, было много деревьев, пищи животных, не было зерна, пищи людей. Человек питался, как животные. Но когда пришел Христос, совершенный человек, он принес хлеб с неба, чтобы человек питался пищей человека.  

16. Архонты думали, что они делали то, что они делали, своей силой и своей волей. Но Дух святой втайне совершал все через их посредство, как он желал.(*) Истину, ту, которая существует изначала, они сеют повсюду. И многие видят ее, когда сеют ее, но лишь немногие видят ее, когда убирают ее.(**)   *)Видимо, имеется ввиду тот Дух (Иисус, созданный эонами), который создал Демиурга. То есть, Демиург до конца не был свободным. Или же мы должны считать, что кто-то Высший все-таки наблюдает за этим миром и Демиургом.   **) Видимо, имеется ввиду, что плоды истины очень неожиданны, а, возможно, сильно искажены, так, что узнать в них истину почти невозможно. Как похоже на наше время и на нашу страну.  

17. Некоторые говорили, что Мария зачала от Духа святого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины?(*) Мария - дева, которую сила не осквернила. Она - великая анафема для иудеев - апостолов и (мужей) апостолических. Эта дева, [которую] сила не осквернила,- [чиста], осквернились силы. И Господь не [сказал бы]: [Отец] мой, [который на] небесах(**),- если бы у него не было [другого] отца, но он сказал бы просто: Отец мой.   *)на арамейском "дух святой" - женского рода   **)Говоря о Демиурге, Христос использует формулу "Отец Ваш", а не "Отец наш", по-видимому, имея ввиду, что у него другой Отец.  

18. Господь сказал ученикам: ...войдите в дом Отца, не берите же ничего в доме Отца и не выносите наружу.  

19. Иисус - имя скрытое. Христос - имя открытое. Поэтому Иисус не существует ни в одном языке, но его имя - Иисус, как его называют. Христос же: его имя по-сирийски - Мессия, а по-гречески - Христос. Вообще все остальные обладают им, соглас но языку каждого из них. Назареянин - это то, что открыто из того, что скрыто.   20. Христос имеет все в самом себе: и человека, и ангела, и тайну, и Отца.  

21. Те, кто говорит, что Господь умер изначала и он воскрес, заблуждаются, ибо он воскрес изначала и он умер(*). Если некто не достиг воскресения вначале, он не умрет. Бог жив - тот (уже) будет (мертв) .   *)возможно имеется ввиду воскрешение перед страшным судом, после которого будет спасение для одних и смерть для других. Тогда, если не воскреснешь -значит и выбора нет, жить или умирать  

22. Не спрячут предмета большой ценности в большом сосуде, но часто мириады, которые не счесть, бывали брошены в сосуд (стоимостью) в ассарий. Подобным образом с душой: предмет ценный, она заключена в презренное тело.  

23. Есть некоторые, кто боится воскреснуть обнаженным. Это потому, что они желают воскреснуть во плоти, и они не знают, что те, кто носит [плоть,- те] обнаженные. Те, кто [разденется}, чтобы быть обнаженным,- [те] не обнаженные. Ни плоть, [ни кровь не могут] наследовать [царствие] божие. Каково же то, что не будет наследовать?(*)   *)имеется ввиду, что спасению подлежит душа, заключенная в теле, ведь именно она и живет. После конца света именно душа перейдет в другой эон. Тело же погибнет вместе со всем миром.   Это то, что на нас. А каково то, что будет наследовать? Это то, что принадлежит Иисусу и его крови.   Поэтому он сказал: Тот, кто не будет есть моей плоти и пить моей крови, не имеет жизни в себе.(**) Какова его плоть? (Его плоть) - Логос, а его кровь - Дух святой. Тот, кто получил это, имеет еду, и питье, и одежду. Я же, я осуждаю иных, которые говорят, что эта плоть не воскреснет. Итак, оба они ошибаются. Ты говоришь, что плоть не воскреснет. Но скажи мне, что же воскреснет, чтобы мы почитали тебя.   **)Христос говорил аллегорически, что он израсзодует себя и сам погибнет, чтобы спасти бругих. Таким образом, он жертва, которую "съедят и выпьют"   Ты говоришь, что дух во плоти, и также свет сей есть во плоти. Логос - сей другой, который есть во плоти, ибо, что бы ты ни сказал,- ты ничего не говоришь помимо плоти. Надо воскреснуть в этой плоти, ибо все в ней.(***)   ***) полнейшее заблуждение. См. комментарий выше  

24. В этом мире те, кто надевает одежды,- избранные по одеждам. В царствии небесном одежды избранные у тех, кто наложил их на себя водой и огнем, которые очищают все место.  

25. Открытое - через открытое, скрытое - через скрытое. Существуют некоторые вещи, скрытые,- через открытое. Есть вода в воде, есть огонь в помазании.  

26. Иисус овладел ими всеми тайно(*). Ибо он не открылся таким, каким он был [воистину]. Но он открылся так, как [можно было] видеть его. Так [им всем] он открылся: он [открылся] великим - как великий, он открылся малым - как малый, он [открылся] ангелам - как ангел и людям - как человек. Поэтому его Логос скрыт от каждого. Некоторые видели его, думая, что видят самих себя. Но когда он открылся своим ученикам в славе на горе, он не был малым, он стал великим. Но он сделал великими учеников, чтобы они могли видеть его, великого. Он сказал в тот день на евхаристии: тот, который соединил совершенство и свет с Духом святым, соедини ангелов с нами, образами.   *) в каком-от смысле это так. Он увидел в каждом своем ученике его судьбу и его возможности, и отобрал их всех без ошибки, в том числе и Иуду, которому предназначил особую роль. В каком-то смысле он сделал их. И каждый выполнил свою задачу, ту, которую он в состоянии был выполнить и которую он им предназначил.  

27. Не пренебрегайте агнцем, ибо без него нельзя увидеть врата. Никто не сможет направиться к царю, будучи обнаженным.  

28. Человек неба - многочисленнее его сыновья, чем у человека земли. Если сыновья Адама многочисленны, хотя они умирают, насколько более (числом) сыновья человека совершенного, те, которые не умирают, но порождаются постоянно.  

29. Отец создает сына, а сын не может создать сына. Ибо тот, кто порожден, не может порождать. Но сын приобретает себе братьев, не сыновей.  

30. Все те, кто порождается в мире, порождаются благодаря природе, и некоторые - благодаря [Духу. Те, кто] порождается благодаря ему... к человеку, ибо [они питаются] от обещания [места] наверху.(*)   *)Порожденные Духом озабочены местом "на том свете"  

31. [Тот, кто питается] из уст, [и, если бы] слово выходило оттуда, он стал бы питаться из уст и он стал бы совершенным. Ибо совершенные зачинают от поцелуя и рождают. Поэтому мы также целуем друг друга, зачиная от благодати, которая есть в нас, в одних и в других.   *)зачинают благие помыслы. Приязнь, передаваемая через дружеский поцелуй совершенствует человека, рождает в нем братскую любовь  

32. Трое шли с Господом все время. Мария, его мать, и ее сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей. Ибо Мария - его сестра, и его мать, и его спутница.*)   *)Видимо, имеется ввиду, что всех троих звали Мария  

33. Отец и Сын - простые имена. Дух святой - двойное имя. Ибо они повсюду: они наверху, они внизу, они в сокрытом, они в открытом. Дух святой, он в открытом, он внизу, он в сокрытом, он наверху.  

34. Святым служат злые силы. Ибо они слепы из-за Духа святого, дабы они думали, что они служат своим людям, тогда как они работают на святых.(*) Из-за этого ученик спросил однажды Господа о некой вещи, относящейся к миру. Тот сказал ему:   Спроси свою мать, и она даст тебе от чужого.   *)что-то детски наивное. Видимо непонимание удовлетворяется фантазией   35. Апостолы сказали ученикам: Пусть все наше приношение обретет себе соль. Они называли [мудрость] солью. Без нее приношение неприемлемо.  

36. Но мудрость бесплодна [без] сына. Поэтому [его] называют остаток соли. Место, где они... своим способом Дух святой... бесчисленны ее сыновья.(*)   *)Дух святой по арамейски женского рода, поэтому - "ее сыновья"  

37. То, что есть у отца, принадлежит сыну, и сыну, пока он мал, не доверяют того, что принадлежит ему. Когда он становится человеком, его отец дает ему все то, что принадлежит ему.  

38. Те, которые заблуждаются,- те, которых породил Дух, и они заблуждаются из-за него. Поэтому одним и тем же Духом огонь зажигается и гаснет.  

39. Одна - Эхамоф, а другая - Эхмоф. Эхамоф - просто мудрость, Эхмоф - мудрость смерти, которая есть мудрость смерти, та, которая познала смерть, та, которая называется малой мудростью.(*)   *)Мудрость "того света" и мудрость этого мира - различны.  

40. Существуют животные, которые подчиняются человеку, как, например, теленок, осел и другие подобного рода. Существуют иные, которые не подчиняются и живут одни в пустыне. Человек пашет в поле с помощью животных, которые подчиняются. И благодаря этому он питается с животными - и с теми, которые подчиняются, и с теми, которые не подчиняются. Подобным образом человек совершенный пашет с помощью сил, которые (ему) подчиняются, все вещи приготовляет для их бытия. Ибо благодаря этому все место держится: и' хорошее, и плохое, и правое, и левое. Дух святой заботится обо всем и управляет [всеми] силами, [теми], которые подчиняются, и теми, которые не подчиняются, и единственными. Ибо он [собирает] их, он скрывает их, чтобы [они получили, если он] захочет [силу].   ''

41....если бы он был вылеплен... ты нашел бы, что его сыновья - благородное произведение. Если бы он не был вылеплен, но порожден, ты нашел бы, что его семя благородно. Но вот он вылеплен, (и) он породил. Какое это благородство!  

42. Вначале появилось прелюбодеяние, затем убийца, и он был порожден от прелюбодеяния. Ибо он был сыном змия. Поэтому он стал человекоубийцей, как и его отец, и он убил своего брата.(*) Так, 'всякое сообщество, которое появляется от несхожих друг с другом начал,- прелюбодеяние.(**)   *)явно содержится намек на Каина и на змея, соблазнившего Еву, но в весьма странной связи. Отец и сын в их связи видимо нужно понимать не буквально, а как то, что Змей, благодаря которому люди познали добро и зло, духовный предшественник Каина. Благодаря ему совершилось прелюбодеяние Адама и Евы и родился Каин.   **)противоположности всегда родят нечто третье. Но всегда ли акт творения прелюбодеяние? Даже в случае Адама и Евы назвать их якобы "грехопадение" прелюбодеянием я бы не решился.  

43. бог - красильщик. Как хорошие краски, которые называют истинными, умирают вместе с тем, что окрашено ими, так и то, что окрасил Бог. Ибо бессмертны краски его, они становятся бессмертными благодаря его цветам. Итак, Бог крестит тех, кого он крестит, в воде.(*)   *)то есть в бесцветном. При этом происходит истинное окрашивание, которое невидно, но действенно.  

44. Невозможно, чтобы некто видел что-либо из вечного ', если он не станет подобным этому. В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он не солнце, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел нечто в том месте - ты стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты увидел Христа - ты стал Христом. Ты увидел [Отца - ты] станешь Отцом. Поэтому [в этом месте] ты видишь каждую вещь и [ты не видишь] себя одного. Видишь же ты себя в том [месте] . Ибо [ты станешь} тем, что ты видишь.(*)   *)совершенно дзэнская позиция, сходство буквальное.  

45. Вера получает, любовь дает. [Никто не сможет получить] без веры, никто не сможет дать без любви. Поэтому, чтобы получить, мы верим, а чтобы воистину дать, (мы любим). Ибо, если некто дает без любви, нет.ему пользы от того, что он дал.  

46. Тот, кто не получил еще Господа,- еще еврей.  

47. Апостолы, которые были до нас, называли (его) так: Иисус Назареянин Мессия, то есть Иисус Назареянин Христос. Последнее имя - Христос. Первое - Иисус. То, которое в середине,- Назареянин. Мессия имеет два значения: и Христос, и измеренный. Иисус - по-еврейски искупление. Назара - истина. Назареянин - (тот, кто) от истины.   Христос - тот, кто измерен. Назареянин и Иисус - те, которые измерены.  

48. Жемчужина, если она брошена в грязь, не станет более презираемой, и, если ее натрут бальзамом, она не станет более ценной. Но она всегда ценна для ее обладателя. Подобным образом сыновья Бога, где бы они ни были, они всегда имеют ценность для их Отца.  

49. Если ты говоришь: Я - иудей,- никто не двинется. Если ты говоришь: Я - римлянин,- никто не встревожится. Если ты говоришь: Я - эллин, варвар, раб, свободный,- никто не вздрогнет. Если ты [говоришь]: Я - христианин,- [все] содрогнут- ся. 0, если бы я смог [получить] такой знак, который [архонты] были бы не в состоянии перенести,- это имя!  

50. Бог - пожиратель людей. Поэтому ему [принесен в жертву) человек. До того как приносили в жертву человека, приносили в жертву животных.(*)   *)Христианство не знает кровавых жертв, в отличие от ислама и иудаизма. Кроме того, по ВЗ разбросаны указания на человеческие жертвоприношения. Они сошли на нет к началу новой эры, но раньше, видимо, были в порядке вещей. Бог, судя по словам "Бог - пожиратель людей", как знали в те времена, питается душами жертв, в том числе и человеческими душами. Таким образом, ветхозаветный бог Иегова - хищник, как и все те боги, которые требуют кровавых жертв.   Ибо то были не боги - те, кому приносили в жертву.(**)   **)Видимо они противопоставляются тому Богу, к которому Христос обращался перед смертью, и который в глазах его последователей был истинным богом, а не к тому, которого он называл "Отец Ваш", и который отождествляется с ВЗ богом Иеговой  

51. Сосуды стеклянные и сосуды глиняные появляются с помощью огня. Но сосуды стеклянные, если они разбиваются, создаются снова, ибо они появляются от дуновения. Сосуды же глиняные, если они разбиваются, уничтожаются, ибо появляются они без дуновения.  

52. Осел, ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился все на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются. Когда вечер настал для них, они не увидели ни города, ни села, ни творения, ни природы, ни силы, ни ангела. Напрасно несчастные трудились.  

53. Евхаристия - это Иисус, ибо его называют по-сирийски Фарисатха, то есть тот, кто распространился. Действительно, Иисус пришел, распяв на кресте мир.  

54. Господь вошел в красильню Левия. Он взял семьдесят две краски, он бросил их в чан. Он вынул их все белыми и сказал: Подобно этому, во-истину Сын человека пришел как красильщик.   *)сделал всех белыми. Идея о равенстве иудея и эллина, господина и раба.  

55. София, которая называется бесплодной,- мать ангелов (*). И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее (уста]. Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?   *)видимо, гностическая Пистис София  

56. Слепой и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме.   57. Господь сказал: Блажен тот, кто существует до того, как он появился. Ибо тот, кто существует, был и будет.   *) имеется ввиду переселение душ?  

58. Господство человека не открыто, но скрыто. Поэтому он - господин над животными, которые сильнее его, которые велики в том, что открыто, и в том, что скрыто, и это - он, который дает им пропитание. Но если человек отделяется от них, они убивают друг друга, они кусают друг друга. И они пожирали друг друга, ибо не находили пищи. Но теперь они нашли пищу, ибо человек возделал землю(*).   *)аналогия христианства с окультуривающим духовную жизнь процессом  

59. Если некто опускается в воду, выходит оттуда, ничего не получив, (и) говорит: Я - христианин,- он взял имя в долг. Но если он получил Дух святой, он имеет в качестве дара имя. Тот, кто получил дар, у него не отбирают его, тот же, кто получил (его) в качестве долга, его лишают его.  

60. Подобным образом [истинное бракосочетание]: если некто в таинстве, таинстве брака, он - велик, ибо (без него] не будет мира. Ибо основа [мира - человек], основа же [человека - это брак].   Познайте [общение] неоскверненное, ибо оно обладает [великой] силой. Его образ существует в оскверненной форме.   *)наверное, имеется ввиду общение душ, живущих в людях. Оно проявляется и в обычном общении, нужно научиться различать его проявления в обычном общении.  

61. Среди духов нечистых существуют мужские, существуют женские. Мужские - это те, что соединяются с душами, обитающими в форме женщины, а женские - те, что объединены с теми, которые в форме мужчины из-за того, что она отделена. И никто не сможет убежать от них, когда они овладевают им, если только не обретает он силы мужчины и женщины, то есть жениха и невесты. Ее же получают в чертоге брачном в образе. Когда женщины глупые видят мужчину, сидящего в одиночестве, они бросаются на него, резвятся с ним, оскверняют его. Подобным образом, если мужчины глупые видят женщину, сидящую в одиночестве, красивую, они убеждают ее, насилуют ее, желая ее осквернить. Но если они видят мужа и его жену, сидящих рядом, женщины не могут войти к мужчине и мужчины не могут войти к женщине. Так же бывает, если образ и ангел соединяются друг с другом, и никто не может осмелиться войти к мужчине или к женщине. Тот, кто вышел из мира, не может более быть схвачен, как бывший в мире. Он являет, что он выше страсти... (и) страха. Он - господин [природы], он - избраннее ревности. Если [видят такого], его схватывают, его бьют. И как сможет он убежать от этих [желаний и] страха? Как сможет он [спрятаться от них?] Бывает [часто], некоторые [приходят, говорят:] Мы верующие,- дабы [уйти) от духов нечистых и демонов. Ибо если бы был у них Дух святой, дух нечистый не прилепился бы к ним.  

62. Не бойся плоти и не люби ее. Если ты боишь- ся ее, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя.  

6З. Или в мире, или в воскресении, или в местах середины(*) - да не оказаться мне в них! В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее,- не хорошее, и то, что в нем плохое,- не плохое. Но есть плохое за этим миром, что воистину плохо, что называют серединой. Это - смерть.   *)после смерти - или новая жизнь (в мире), если прожил плохо, или спасение (воскресение, переход в новый эон), или ни то и ни другое (середина), уничтожение души, смерть, примненная к человеку, как к безнадежному, неисправимому.   Пока мы в этом мире, нам следует приобрести себе воскресение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в покое и не бродили в середине.(**)   **)получается, что смерть - уничтожение души на том свете - неокончательна, обратима?   Ибо многие сбиваются с пути. Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит грех.  

64. Есть одни - и не желают, и не могут. Другие же, если желают, нет им пользы, ибо они не сделали. Ибо то, что они желают, делает их грешниками. Но нежелание,- справедливость скроет их обоих: и отсутствие желания, и отсутствие дела.(*)   *) то есть на суде после смерти нежелание и недеяние при желании одинаковы  

65. Ученик апостола [в ви]дении увидел неких запертых в доме огненном, и связанных в [доме] огненном, (и) брошенных в [дом] огненный. И им сказали, [что невоз] можно им спастись... Они получили [смерть как] наказание, которое называют тьмой (внешней]. Ибо... в воде и огне.  

66. [Душа] и дух(*) произошли от воды, огня и света, которые сын чертога брачного (...) Огонь - это помазание, свет - это огонь. Я не говорю об этом огне, у которого нет формы, но об ином, форма которого бела, который является светом прекрасным и который дает красоту.   *)разделение души и духа характерно именно для гностиков  

67. Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит ее по-другому. Есть возрождение и образ возрождения. Следует воистину возродить их через образ.(*)   Каково воскресение? И образ через образ,- следует, чтобы он воскрес. Брачный чертог и образ через образ,- следует, чтобы они вошли в истину, которая - восстановление. Это следует тем, которые не только приобретают имя Отца, и Сына, и Духа святого, но приобретают их для самих себя. Если некто не приобрел их для себя, имя также будет отнято у него. Итак, их получают в помазании полноты силы [креста], что апостолы назвали правым и левым. Ибо сей более не христианин, но он - Христос.   *)очень по

хоже на эстетику А.Белого - познание мира через символ и образ, познание через творчество.  

68. Господь [создал] все в тайне: крещение, помазание, евхаристию, выкуп и чертог брачный.  

69. [Господь сказ] ал: Я пришел [сделать части нижние] подобными частям [верхним и части] внешние частям [внутренним. Я пришел соединить их] в том месте. [Он открылся в том] месте в [символах и образах]. Те, кто говорит, что... есть наверху... они заблуждаются. [Ибо] тот, кто [так) открылся, есть тот, кого называют: тот, кто от низа.   И тот, кому принадлежит скрытое, есть тот, кто выше него. Действительно, хорошо сказать: внутреннее и внешнее и внешнее от внешнего. Поэтому Господь назвал гибель <тьмой внешней>. Нет ничего вне ее.   Он сказал: Отец мой, который в скрытом. Он сказал: Войди в свою комнату, закрой свою дверь за собой (и) молись своему Отцу, который в сокрытом, то есть тому, кто внутри всех их. Но тот, кто внутри всех их,- это Плерома.(*) За ним нет никого, кто был бы внутри. Это тот, о ком говорят: Тот, кто над ними.   *) в канонических Евангелиях нет упоминания о Плероме, даже намека. Наверное, это вставка гностиков. Хотя в учении Иисуса бесспорно чувствуется гностическое мировоззрение, но оно нигде явно не проговаривается. Он как бы умалчивает о гностическом знании.  

70. До Христа многие уходили. Откуда они ушли,- туда они больше не могли войти. И куда они пришли,- оттуда они больше не могли уйти. Но пришел Христос. Те, кто вошел,- он дал им уйти. И те, кто ушел,- он дал им войти.(*)   *) возможно, имеется ввиду место "на том свете", где происходит переход в новый эон, то есть "спасение". Тогда, те, кто вошел в это место благодаря Христу, смогли уйти в новый эон, а те, кто ушел из этого места, благодаря Христу смогли войти в новый эон.  

71. Когда Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она отделилась [от него], появилась смерть. Если она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не будет.  

72. Боже мой, Боже мой, для чего, Господи, ты меня оставил?(*) - Он сказал это на кресте. Ибо он отделил от этого места... что было порождено... от Бога. [Господь восстал] из мертвых. [Он явился таким, каким] он был. Но [тело его] было совершенным. [Ибо у него была] плоть. Но эта [плоть - плоть) истинная. [Наша же плоть - ] не истинная, но [мы обладаем] образом истинной.   *)он обращался к Господу, создавшему его, а не к Демиургу  

73. Чертог брачный - не [для} животных и не для рабов и женщин оскверненных. Но он для мужей свободных и дев.  

74. Благодаря Духу святому мы порождены. Но возрождены мы Христом в обоих. Мы помазаны в Духе. Когда мы родились, мы соединились.  

75. Никто не сможет увидеть себя ни в воде, ни в зеркале без света. И снова, ты не сможешь увидеть (себя) в свете без воды и без зеркала. Поэтому надо креститься в обоих - в свете и воде. Ибо свет - это помазание. 

76. Было три дома местом воздания даров в Иерусалиме. Один открыт на запад, его называют святым.   Другой открыт на юг, его называют святым святого.   Третье место открыто на восток, его называют святым святых,- место, куда первосвященник входит один.   Крещение - это дом святой, искупление - святое святого, (а) [святое] святых - это чертог брачный.   Крещение обладает воскресением и искуплением, причем искупление - в чертоге брачном, а чертог брачный - в том, что выше них... ты не найдешь его...   Это те, кто молится... Иерусалим... в Иерусалиме мо [лятся... в Иеруса] лиме они созерцают... то, что называют [святым] святых... завеса отделяет его.   [Но что такое] чертог брачный, если не образ [чертога брачного], который выше [нечистоты]? Его завеса разрывается сверху донизу. Ибо следовало, чтобы некоторые поднялись снизу вверх.(*)   *)образ вознесения  

77. Те, кто облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут схватить их. Но облекутся светом в тайне, в соединении.  

78. Если бы женщина не отделилась от мужчины, она бы не умерла вместе с мужчиной. Его отделение было началом смерти. Поэтому пришел Христос, дабы снова исправить разделение, которое произошло вначале, объединить обоих и тем, кто умер в разделении, дать жизнь (и) объединить их(*).   *)Христос исправляет первородный грех, который ошибочно сопоставляется с грехопадением Адама и Евы. На самом деле первородный грех - это ошибка Демиурга при создании Вселенной, из-за которой она сейчас погибает, захватываемая темной энергией, сиречь "злом". Именно эту ошибку исправляет Христос, жертвуя собой. Он берет на себя "грех мира", как сказал Иоанн Креститель, впервые увидевший его. Идея первородного греха, как следствия познания Добра и Зла, скорее всего принадлежит Демиургу, так как сами понятия Добра и Зла ему ненавистны, что довольно отчетливо прослеживается в Библии.  

79. Итак, женщина соединяется со своим мужем в чертоге брачном. Ибо те, кто соединился в чертоге брачном, более не будут разделены. Потому Ева отделилась от Адама - ибо она не соединилась с ним -в чертоге [брачном].  

80. Душа Адама произошла от дуновения. Ее спутник - [дух]. Та, кто ему дала его,- его мать.   [И с] его душой ему дали [дух] ...ее место. Ибо когда он объединился, [он произнес] слова, которые были выше, чем силы. Они завидовали ему, [ибо они были] отделены от союза духовного, [который есть без зла] сокрытого. Они...  

81. Иисус явил [на берегу) Иордана Плерому [царствия] небесного, которая была до начала всего.   Затем он возродился. [Затем он возродился] как Сын. Затем он был помазан. [Затем] он был выкуплен. Затем выкупил он.  

82. Если дозволено говорить тайну, Отец всего соединился с девой, которая снизошла, и свет осветил его в тот день. Он явился в великом чертоге брачном.   Поэтому его тело, которое появилось в тот день, вышло из чертога брачного, как то, которое появилось от жениха и невесты. Подобным образом Иисус воздвиг все в нем благодаря этому. И следует, чтобы каждый ученик вошел в его покой.(*)   *) Тайна воскресения. Истинный отец Христа вместе с Духом святым (в арамейском дух женского рода) в некоем небесном чертоге брачном вдохнули новую жизнь в Христа. Чертог брачный нужно понимать аллегорически, как место, где произошла совместная работа двух разнополых высших сил по созданию новой жизни.  

83. Адам произошел от двух дев: от духа(*) и земли девственной. Поэтому Христос был порожден девой, дабы исправить ошибку, которая произошла вначале(**).   *)слово дух на арамейском женского рода. Таким образом зачатие Адама тоже было в каком-то смысле непорочным.   **)опять неверная трактовка "первородного греха"  

84. Есть два дерева в середине рая. Одно порождает [животных], другое порождает людей. Адам [съел] от дерева, которое породило животных.   Он стал животным. Он породил животных. Поэтому почитают [животных, которые подобны] Адаму.   Дерево, [с которого Адам съел] плод,- [дерево животных]. Поэтому многочисленны были [дети его. Они] съели [плод дерева животных] . Плод [дерева животных] породил людей - [животных, которые] почитают человека - [животное. И]   Бог создал (человека, и], люди создали Бога(*)   *)видимо автор пытается сказать, что Бог во многом определяется представлениями людей о нем.  

85. Подобным образом в мире люди создают богов и почитают свои создания. Следовало бы богам почитать людей, как существует истина.(*)   *)совершенно революционная мысль для того времени. Она неорганична предыдущему тексту и похожа на вставку.  

86. Дела человека происходят от его силы. Поэтому их называют силами. Его дела - его дети, которые происходят от покоя. Поэтому его сила обитает в его делах, а покой открывает себя в детях.   И ты найдешь, что это проникает в плоть до образа, и это человек по образу. Он делает свои дела благодаря своей силе, но благодаря покою он порождает своих детей.  

87. В этом мире рабы служат свободным. В царствии небесном свободные будут прислуживать рабам. Сыновья чертога брачного будут прислуживать сыновьям брака. Сыновья чертога брачного имеют [одно и то же] имя. Покой же есть с одними и с другими. У них нет нужды...  

88. Созерцание... их больше... в тех, которые в...слава... не суть.  

89....сошел в воду... выкупить его... те, кто... в имени его. Ибо он сказал: ...чтобы мы исполнили всю справедливость.  

90. Те, кто говорит, что умрут сначала и воскреснут,- заблуждаются. Если не получают сначала воскресения, будучи еще живыми, (то), когда умирают, не получают ничего(*). Также подобным образом говорят о крещении: говорят, что велико крещение, ибо, если принимают его, будут живыми(**).   *)на Страшном Суде судят за земную жизнь, поэтому, будет ли человек спасен после гибели Вселенной (воскреснет ли он), определяется только его земной жизнью   **)основа христианства - эсхатология, поэтому христианин (тот, кто принял крещение) должен заботиться только о спасении души в конце света   

91. Апостол Филипп сказал, что Иосиф, плотник, посадил сад, ибо он нуждался в деревьях для своего ремесла. Это он создал крест из деревьев, которые он посадил, и семя его было подвешено к тому, что он посадил. Его семя было Иисус, а посаженное крест.  

92. Но дерево жизни - в середине рая, и олива, от которой происходит помазание. Благодаря ему (произошло) воскресение.  

93. Этот мир - пожиратель трупов. Все, что в нем поедается,- также [ненавистно] . Истина - пожиратель жизни. [Поэтому] никто из тех, кто вскормлен [в истине, не сможет) умереть. Иисус пришел из того места, и он принес пищу [оттуда]. И тем, кто хотел, он дал жизнь, чтобы они не умерли.  

94. (Бог] создал рай. Человек [жил] в раю. Есть... нет в... бога. В... люди, которые... разделять.   Этот рай [ - место], в котором мне скажут: [Ешь] это или не ешь [этого, как ты] желаешь. Это - место, где я буду есть все, ибо там древо познания. Это оно убило Адама. Но в этом месте древо познания сделало человека живым. Закон был древом. У него есть сила дать знание того, что хорошо, и того, что плохо. И оно не устранило его от того, что плохо, и не утвердило в том, что хорошо. Но оно создало смерть для тех, кто съел от него. Ибо, когда он сказал: Ешь это, не ешь этого,- это было началом смерти.(*)   *) Очень интересное, абсолютно христианское по духу место. Оно противопоставляет законы, которые определяют, что хорошо, и что плохо, познанию Добра и Зла самим человеком. По Библии при этом человек теряет рай, так " хороша" была жизнь по придуманным Демиургом Законам. Но "древо познания сделало человека живым", он стал Человеком, который создал свой мир и свои законы.  

95. Помазание выше крещения. Ибо благодаря помазанию мы были названы христианами, (а) не благодаря крещению. И Христос был (так) назван благодаря помазанию. Ибо Отец помазал Сына и Сын помазал апостолов, а апостолы помазали нас. Тот, кто помазан, обладает всем, он обладает воскресением, светом, крестом, Духом святым. Отец дал это ему в чертоге брачном; он получил (это).(*)   *)помазанию согласно автору Евангелия Христос был обязан воскресению, при этом ему была дана "субстанция воскресения", которая передается при помазании и является основой воскресения остальных. Классическая неверная трактовка, связанная с поздним отождествлением воскресения и "спасения", о котором говорил Христос.  

96. Был Отец в Сыне и Сын в Отце. Таково есть царствие небесное.  

97. Хорошо Господь сказал: Некоторые вошли в царствие небесное смеясь, и они вышли... христианин... и тотчас... в воду он вошел... всего. Поэтому... шутка, но он презрел эти... царствие [небесное]...   Если он презрел... и он рассматривает это как шутку... смеясь.  

98. Также подобным образом "с хлебом, чашей, маслом, даже если есть иное, что выше этого.  

99. Мир произошел из-за ошибки. Ибо тот, кто создал его, желал создать его негибнущим и бессмертным.(*) Он погиб и не достиг своей надежды. **) Ибо не было нерушимости мира и не было нерушимости того, кто создал мир. Ибо нет нерушимости дел, но - детей. И нет дела, которое смогло бы получить нерушимость, если оно не станет ребенком. Но тот, кто не имеет силы получить,- насколько более не сможет он дать!***)   *)ссылка на гностический миф   **) возможно, ссылка на утраченный вариант гностического мифа   ***)говорится об ответственности за дела и их последствия  

100. Чаша молитвы содержит вино, она содержит воду, служа символом крови, над которой совершают евхаристию. И она наполняется Духом святым.   И она принадлежит полностью совершенному человеку. Когда мы выпьем это, мы получим совершенного человека.  

101. Вода живая - это тело. Следует, чтобы мы облеклись человеком живым. Поэтому, если некто идет (и) опускается в воду, он обнажается, дабы облечься им.  

102. Лошадь порождает лошадь, человек порождает человека, бог порождает бога. Подобным образом с женихом и [невестой. Их дети произошли] от покоя брачного. Не было [также] иудеев, [происходивших] от эллинов, [пока] существовал [закон]. И [мы сами, мы произошли] от иудеев, [прежде чем стали] христианами... и назвали... ибо род избранный... и истинный человек, и сын человека, и семя сына человека. Этот род истинным называется в мире.  

103 - 104. Вот место, где находятся дети чертога брачного. Есть соединение в этом мире мужчины и женщины, место силы и слабости. В эоне - иной вид соединения. Однако мы называем их этими именами.   Но существуют иные, они выше всех имен названных, и они выше жестокого. Ибо, где есть сила, там есть избранные силы. Те, кто там,- не одно и другое, но они оба - только одно. Тот, кто здесь,- этот не сможет выйти из плотского тела.(*)   *)жизнь на этом свете - соединение тела и души (Фрейд заметил эту двойственность - и разделил сознание и подсознание). В " том свете" остается только душа, нос опытом и памятью своего двойственного существования в этом мире  

105. Не всем тем, кто всем обладает, положено познать себя. Однако те, кто не познает себя, не будут наслаждаться тем, чем они обладают. Но лишь те, кто познал себя, будут наслаждаться этим.  

106. Совершенный человек не только не сможет быть схваченным, но не сможет он быть и увиденным.   Ибо, если он будет увиден, его схватят. Иным способом никто не сможет приобрести себе эту благодать, кроме как если он облечется совершенным светом и [станет сам] совершенным светом. [После того, как облечется им], он войдет [в свет]. Таков есть [свет] совершенный.  

107. [И следует], чтобы стали мы [людьми духовными], пока мы не вышли [из мира]. (*) Тот, кто получил все, [не будучи господином] в этих местах, не сможет быть [господином) в том месте.(**) Только Иисус знает конец этого.(***) Но он [пойдет в] середину, как несовершенный (****).   *) задача человека в этой жизни - очищать душу от грехов   **) тот, кто добился успеха в этом мире, не думая о душе, тот возможно не будет оценен, как достойный спасения на Страшном Суде   ***)Иисус имеет непосредственное отношение к спасению и к "исходу" в другой эон   ****)Иисус находится между эоном, куда исходят души и "тем светом", так как берет на себя "грех мира", то есть из-за этого становится несовершенным.    

108. Человек святой свят весь, вплоть до тела его. Ибо, если он получил хлеб, он освятит его, или чашу, или другое все, что он получил,- он очищает это. И как не очистит он также тела?  

109. Подобно тому как Иисус налил воду крещения, он вылил смерть. Вот поэтому мы опускаемся в воду и не опускаемся в смерть, дабы нам не быть брошенными в дух мира. Когда он веет, бывает зима, когда Дух святой веет, бывает лето.  

110. Тот, кто обладает знанием истины,- свободен. Свободный не творит греха, ибо тот, кто творит грех,- раб греха. Мать - это истина, а знание - согласие 5. Тех, кому не дано творить 'Грех, мир называет свободными. Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех. Это делает их свободными и делает их выше всего. Но любовь созидает.   Итак, тот, кто стал свободным из-за знания,- из-за любви раб тех, кто еще не смог подняться до свободы знания. И знание делает их способными, [ибо оно побуждает их) стать свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет она что бы то ни было? Все] принадлежит ей. Она не говорит: [Это - мое - ] или: Это - мое, [но она говорит: Это] - твое.  

111. Любовь духовная - это вино и миро. Наслаждаются этим все те, кто будет помазан этим.   Наслаждаются также (и) те, кто стоит вне их, пока стоят те, кто помазан. Если те, кто помазан помазанием, удаляются (и) уходят, те, кто не помазан, когда они только стоят вне их, пребывают снова в своем зловонии. Самаритянин ничего не дал раненому, кроме вина и масла. Это - не что иное, как помазание. Он излечил раны, ибо любовь покрывает множество грехов (*).   *)имеется ввиду любовь духовная, а не любовь Катерины Измайловой  

112. Те, кого породит женшина, подобны тому, кого она любит. Если это ее муж, они подобны ее мужу. Если это любовник, они подобны любовнику   Часто, если женщина спит со своим мужем по необходимости, а сердце ее с любовником, с которым она соединяется, тех, кого она породила, она порождает подобными любовнику. Но вы, которые пребываете с сыном Бога, не связывайтесь с миром, но связывайтесь Господом, дабы те, кого вы породите, не были подобны миру, но были бы подобны Господу.  

113. Человек соединяется с человеком, лошадь соединяется с лошадью, осел соединяется с ослом.   Роды соединяются с такими же родами. Подобным образом дух соединяется с духом, и Логос [сочетается] с Логосом, [и свет] сочетается [со светом.   Если ты] станешь человеком, [человек] возлюбит [тебя]   Если ты станешь [духом), дух соединится с тобой.   Если ты станешь Логосом, Логос соединится с тобой.   Если (ты] станешь светом, свет будет сочетаться с тобой.   Если ты станешь теми, которые принадлежат вышине, те, которые принадлежат вышине, будут покоиться на тебе.   Если ты станешь лошадью, или ослом, или теленком, или собакой, или овцой, или любым другим животным, тем, кто наверху и внизу, ты не сможешь быть любим ни человеком, ни духом, ни Логосом, ни светом, ни теми, которые принадлежат вышине, ни теми, которые принадлежат внутренности. Они не будут покоиться в тебе, и ты не имеешь части в них.  

114. Тот, кто раб против своей воли,- он сможет быть свободным. Но тот, кто стал свободным по милости своего господина и сам отдал себя в рабство,- он более не сможет быть свободным.  

115. Хозяйство мира - из четырех видов, в хранилище их содержат: из воды, земли, воздуха и света.   И хозяйство Бога подобно этому из четырех: из веры, надежды, любви и знания. Наша земля - это вера, в которую мы пустили корень, вода - это надеж да, которой [мы] питаемся, воздух - это любовь, благодаря [которой] мы растем, а свет - (это] знание, [благодаря] которому мы созреваем.  

116. Благодать - это... крестьянин... в небо... Блажен тот, кто не опе[чалил ни одну] душу. Это - Иисус Христос. Он встретил все место и никого не обременил. Поэтому блажен тот, кто таков, ибо он - совершенный человек. Ибо таков Логос.  

117. Спросите нас о нем, ибо трудно его выпрямить. Как мы сможем выпрямить этого великого? Как он даст покой каждому?  

118. Прежде всего, не следует никого печалить, ни большого, ни малого, ни неверующего, ни верующего, затем - дать покой тем, кто покоится в добре.   Есть некоторые, чье преимущество - давать покой тому, кто хорош. Тот, кто делает доброе, не может дать покой этим (людям), ибо он приходит не по своей воле. Не может он и печалить, причем он не заставляет, чтобы они мучались. Но тот, кто становится хорош, порой печалит их. Тот, кто обладает природой, дает радость доброму. Но некоторые из-за этого печалятся зло.  

119. Хозяин в домах нажил всякое: и детей, и рабов, и скотину, и собак, и свиней, и пшеницу, и ячмень, и солому, и траву, и [кости], и мясо, и же луди. Но он мудрый, и он познал пищу каждого: перед детьми он положил хлеб [и оливковое масло и мясо], перед рабами он положил [клещевинное масло и) пшеницу, и скоту [он бросил ячмень], и солому, и траву. Собакам он бросил кости, [а свиньям он] бросил желуди и крошки (?) хлеба. Так и ученик Бога. Если он мудрый, он постигает ученичество. Формы телесные не введут его в обман, но он посмотрит на состояние души каждого ( и) заговорят с ним.   Есть много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он познает их, свиньям он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст всходы, детям он даст совершенное.  

120. Есть Сын человека, и есть сын Сына человека. Господь - это Сын человека. И сын Сына человека - это тот, кто создан Сыном человека. Сын человека получил от Бога (власть) создавать. Он имеет (способность) порождать.    

121. Тот, кто получил (возможность) создавать,- это творение. Тот, кто получил (возможность) порождать,- это порождение. Тот, кто творит,- не может порождать. Тот, кто порождает,- может творить. Однако говорят, что тот, кто творит, порождает. (*) Но его порождение - это творение. [Поэтому] он порождает не своих детей, а [свои образы]. Тот, кто творит, действует [открыто], и он сам [открыт].   Тот, кто порождает, действует [сокрыто], и он [сокрыт. Порождение не подобно] образу. Тот, кто творит, творит открыто, а тот, кто порождает, [порождает] детей сокрыто.   *)тот кто творит порождает новое - образы, тот кто порождает - порождает подобное. Фрагмент о творчестве и исполнении  

122. Никто [не сможет] узнать, в какой [день мужчина] и женщина сочетаются друг с другом, кроме них самих. Ибо брак мира - это тайна для тех, кто взял женщину. Если брак оскверненный скрыт, насколько более брак неоскверненный - тайна истинная? Он - не плотский, но чистый, он принадлежит не желанию, но воле. Он принадлежит не тьме и ночи, но принадлежит он дню и свету.   Брак, если он обнажен, становится развратом, и невеста, не только если ее познает другой мужчина, но даже если она покидает ложе свое и ее видят,- развращена. Да знает она только отца своего и мать свою, и друга жениха, и детей чертога брачного.   Дано им проникать всякий день в чертог брачный. Но другие - да пожелают они лишь слышать голос ее (и) наслаждаться благовонием ее! И да насытятся они, как собаки, крохами, которые падают со стола.   Женихи и невесты принадлежат чертогу брачному.   Никто не сможет видеть жениха и невесту, если он [не] станет таковым.  

123. Когда Авраам... чтобы увидеть то, что он должен был увидеть, [он совершил обрезание] крайней плоти, показав (нам], что следует погубить плоть... мир. Насколько их... и живы. [Если они были] открыты, они умерли по [примеру] человека открытого. [Пока] внутренности человека скрыты, человек жив. Если внутренности его являются (и) выходят наружу, человек умрет. Так и с деревом. Пока корень его скрыт, оно цветет (и) растет, если корень его является, дерево сохнет. Так и с каждым порождением в мире не только с открытым, но и с сокрытым.   Ибо, пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано, оно распускается, и, если оно открылось, оно погибло. Поэтому Логос говорит: Уже топор утвержден у корня деревьев. Он не рассечет - то, что будет рассечено, снова разрастается, но топор врезается вглубь, пока не вырвет корня. И Иисус уничтожил корень всего места, а другие частично. Мы же да врезается каждый из нас в корень зла, которое в нем, и вырывает [его] до корня его в своем сердце.   Но оно будет вырвано, когда мы познаем его. Но если мы в неведении о нем, оно укореняется в нас и производит свои плоды в нашем сердце. Оно господствует над нами, мы - рабы ему. Оно пленяет нас, чтобы мы делали то, чего мы [не желаем], (и) то, что мы желаем, мы бы [не] делали. [Оно] могущественно, ибо мы не познали его. Пока [оно существует], оно действует. Незнание есть мать [дурного для нас}, незнание служит [смерти]. Те, кто происходит от [незнания], и не существовали, и [не существуют], и не будут существовать. [Те же, кто пребывает в истине], исполнятся совершенства, когда вся истина откроется.   Ибо истина подобна незнанию: сокрытая, она покоится в самой себе, но, когда она открывается (и) познается, ее прославляют. Насколько могущественнее она незнания и заблуждения! Она дает свободу. Логос сказал:   Если вы познаете истину, истина сделает вас свободными. Незнание - зто рабство. Знание - это свобода. Если мы познаем истину, мы найдем плоды истины в нас самих. Если мы соединимся с ней, она воспримет нашу плерому.  

124. Теперь есть у нас открытые вещи творения. Мы говорим, что они - вещи сильные, почитаемые и что вещи скрытые - слабые, презираемые. Так открытыми вещами истины, они слабые и презираемые, а те, которые сокрыты,- сильные и почитаемые.(*)   *)внешняя парадоксальность связана с игрой со смыслом. Вещи скрытые, делающиеся тайно - постыдные и слабые, и именно эта их постыдность и слабость открывается истиной. И наоборот.   Но тайны истины открыты в символах и образах.  

125. Но чертог брачный скрыт. Это - святое в святом. Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением. Но когда завеса разорвется и то, что внутри, откроется,- будет покинут тогда сей дом пустынный! Более того, он будет сокрушен. Божественность же вся не убежит в святую святых, ибо не сможет она соединиться со светом {не]соединенным и с Плеромой не [разорванной. Но] будет она под крылами креста [и под его] руками. Этот ковчег будет [для нее] спасением, когда потоп воды захватит их. Если некоторые - из рода священства, они смогут войти внутрь за завесу с первосвященником.   Поэтому завеса не разорвалась ни только вверху, ибо тогда было бы открыто только тем, которые принадлежат вышине, ни только внизу она не разорвалась, ибо тогда было бы явлено только тем, которые принадлежат низу. Но разорвалась она сверху донизу. Верх открыт нам, которые внизу, чтобы мы вошли в сокровенное истины. Это действительно то, что почитаемо, то, что сильно. Но мы проникнем туда путем символов презираемых и вещей слабых. Но презираемы они перед лицом славы совершенной. Есть слава - выше славы, есть сила - выше силы. Поэтому совершенство открыто нам с сокровенным истины. И святое святых явилось, и чертог брачный призвал нас внутрь. Пока это скрыто, зло ведет к тщете и не выделено оно из середины семени Духа святого, они - рабы зла.   Но когда это явится, тогда свет совершенный распространится на каждого. И все, кто в нем, получат помазание. Тогда рабы будут свободными и выкуплены будут пленные(*).   *)очень поэтичное описание конца света и роли христианства  

126. [Всякое] растение, что посадил не Отец мой, который на небесах, (будет) вырвано. Те, кто разделен, будут соединены и исполнены совершенством. Все те, кто (войдет в] чертог брачный, разожгут [свет], ибо [не порождают они] как в браках, которые [мы не видим, тех), что в ночи. Огонь [пылает] в ночи (и) распространяется. Но тайны этого брака совершаются днем и при свете. День сей или свет не ослабевает.  

127. Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получил его в этих местах, он не сможет получить его в том месте.   Того, кто получил свет сей, не увидят и не смогут схватить. И никто не сможет мучить такого (человека), даже если он обитает в мире, а также когда он уходит из мира. Он уже получил истину в образах.   Мир стал эоном, ибо эон для него - плерома. И он таков: он открыт ему одному, он не скрыт в зле и ночи, но скрыт в дне совершенном и свете священном.

 

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить